Урок 6. Повторение орфографии. Часть 2

Сегодня мы с вами вспомним об орфограммах корня, которые требуют знания правил. Вспомним классификацию орфограмм:

Проверяемая безударная гласная

ПОКАЗАТЬ ТЕКСТ

Чередующаяся гласная в корне слова

Очень много ошибок допускается при правописании корней с чередованием. На самом деле, чередования делятся на несколько типов орфограмм (запомните их формулировки – они вам пригодятся на ОГЭ, задание 5)

сегодня мы повторим два правила:

Для этого вам нужно выучить список корней и условия применения правила. Например, в таком виде:

  • Гор-гар, клон-клан, твор-твар – без ударенья О,
  • зор-зар – без ударенья А.

Можно запомнить таблицу:

Или посмотреть учебный фильм:

з..р-зар

без ударенья – пиши А

А еще отработать правило в качестве упражения:

Укажите, какая буква — а или о — пропущена в корне слова. Раскройте смысл данных пословиц. Чему они нас учат?
1) Куй железо, пока г..рячо. 2) Старая дружба в огне не г..рит и в воде не тонет. 3) Из г..рящего дома что вынесешь, то и твое. 4) Пог..рел, как швед под Полтавой. 5) Не г..рячись: простынешь — пожалеешь. 6) Кто не г..рит, тот коптит. 7) От копеечной свечи Москва сг..рела. 8) Калач тем и хорош, что г..ряч. 9) У работящего в руках огнем дело г..рит. 10) На воре шапка г..рит.

Запомните это правило прежде, чем перейдем к другой орфограмме:

Кос-кас, лож-лаг. Пишу в коре А, если есть суффикс А. Все просто!

*Правописание корня ЛАГ – ЛОЖ объясняется двумя правилами (в разных учебниках разное обоснование), привыкаем к двум вариантам)

кас-А

пиши А, если рядом суффикс -А-

Вспомним наше любимое правило ослика Иа. Запомним корни в виде скороговорки:

  • бер – бир, дер – дир, пер –пир,
  • тер –тир, мер – мир, стел – стил,
  • жег – жиг, чет – чит, блест – блист

Сделайте это еще раз, только очень быстро!

А теперь посмотрите на это правило со стороны. Все понятно?

и посмотрите на эту тему учебный фильм:

ИА!

пиши И, если есть суффикс -А-

Закрепите полученную информацию с помощью упражнений:

Запишите, вставляя пропущенные буквы, в одну колонку слова с корневым е, а в другую — и. Объясните (устно) выбор написаний. Составьте предложения с данными словосочетаниями: сперва со словосочетаниями именного, а затем глагольного типа.
Ст..рать белье, выст..ранная, скатерть, ст..реть пятно, раст..рать краску, раст..реть полотенцем тело, обт..рание холодной водой, прот..реть очки, ст..ральный порошок, нат..реть полы, подт..рать пол, расшитый ут..ральник, нат..ртый хрен, кухонная т..рка.

И пройдите тест, который поможет вам подготовиться к ОГЭ: https://forms.gle/8RCHhpxGLKkY9jC99

Не забудьте пройти перекличку в комментариях:

3 комментариев для “Урок 6. Повторение орфографии. Часть 2”

Добавить комментарий

Войти с помощью: