Работа над ошибками диктанта, сочинения

  1. Большая буква в начале предложения.
  • Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.  
  • Например: Выпал пушистый снег. Дети рады.

2.Пропуск буквы.

  • Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.  
  • Например: звонок; ученик.

3. Пропуск слога.

  • Напиши слово, раздели на слоги. Подчеркни гласные.
  • Например: уиель – 3 слога.
  • Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.

4. Перенос слова.

  • Раздели слово для переноса.  
  • Например: оси-на.
  • Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.

5. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.

  • Выпиши слово. Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Напиши еще два слова на эту орфограмму.
  • Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.

6. Гласные после шипящих

  • Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Придумай и запиши ещё два  слова на эту орфограмму.
  • Например: малыши, мыши, ежи.

7.Сочетание чк, чн, нщ, щн.

  • Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще два слова с этой орфограммой.
  • Например: дочка, речка, кочка.

8. Ударение.

  • Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
  • Например: алфавит, азбука, портфель.

9. Безударная гласная (а, о, е, и, я) в корне, проверяемая ударением.

  • Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и напиши рядом. 
  • Например: сады – сад, волна – волны, червивый – червь.

10. Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением:

Словарное слово:

  • Напиши слово три раза. Запомни, как пишется. Поставь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова. 
  • Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.

Корни с чередованием:

  • Напиши слово, выдели корень и объясни условие постановки орфограммы. Приведи пример с такой орфограммой.  
  • Например: росток (искл), расТи, вырос

11. Парные звонкие и глухие согласные.

  • Напиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подбери проверочное слово и напиши рядом. Подчеркни буквы.
  • Например: мороз – морозы, ягодка – ягода.
  • Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся также, как и перед гласной.

12. Большая буква в имени собственном.

  • Напиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму.
  • Например: Илья, Петров, Мурка, Москва.
  • Запомни! Имена, отчества, фамилии людей, названия рек, морей, городов, клички животных пишутся с большой буквы.

13. Разделительный мягкий знак.

  • Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак, согласную и гласную буквы.
  • Например: вьюга, листья, соловьи.
  • Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.

14. Двойные согласные в слове.

  • Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
  • Например: группа, груп-па, групповой, подгруппа.

15. Знаки препинания в конце предложения.

  • Напиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак.
  • Например: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?

16. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).

  • Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется раздельно. Обозначь орфограмму-пробел.
  • Например: кберегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
  • Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не путай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. Например: Лодка отплыла от берега.  

17. Состав слова.

  • Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши одно — два однокоренных слова.
  • Например: поездка, езда, ездить.

18. Гласные и согласные в приставках.

  • Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой.
  • Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.

19. Правописание приставки.

  • Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Выдели в этих словах приставки.
  • Например: заехал, уехал, переехал.

20.Разделительный твердый знак.

  • Выпиши слово правильно. Напиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни.
  • Например: съезд, объявление, объем.
  • Запомни! Разделительный твердый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.

21. Непроизносимые согласные в корне слова.

  • Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
  • Например: звезда, звёздочка, звёздный, Честь – честный

22. Соединительные гласные в сложных словах  ( о, е ).

  • Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму.
  • Например: водовоз, самолёт.

23. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).

  • Выпишите из предложения местоимения с предлогом.
  • Запишите ещё два примера на эту орфограмму.
  • Например: у_ нас, ко_ мне,  с_ тобой.
  • Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.

24. Безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных, причастий.

  • Выпишите из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.
  • Например: в доме (каком?) новом.
  • Запомни! У слов-вопросов всегда ударные окончания.

25. Не с частями речи (орфограмма-пробел).

  • Выпиши часть речи с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
  • Например: не пришёл, не выучил, не знал.

26. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы.

  • Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.
  • Например: (что делать?)  шить, замечать, гулять.

27. Разбор предложения.

  • Выпиши предложение. Подчеркните главные члены. Обозначь части речи. В скобках напиши полный разбор по схеме ЦИОВО). Выпиши слова парами с вопросами.
  • Например: Седые туманы плывут к облакам.
  • Туманы (какие?) седые;  плывут (куда? к чему?)к облакам.

28. Однородные члены предложения.

  • Выпишите предложение. Обозначь однородные члены и слово. От которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
  • Например:  Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. ( ________  _________, __________)
  •  Сильный ветер сорвал листья с деревьев  и  разметал их по дороге.  ( _______ ______  и ______ )