Модуль 3. Лирика Маяковского

Сегодня мы поговорим о Владимире Маяковском (1893-1930). Воспользуйтесь страницами учебника 94-110.

Запишите ключевые моменты его биографии и творчества в тетрадь по литературе. Конспект вам пригодится при прохождении теста (гугл-форма).

Не забудьте добавить в конспект некоторые детали, которые вас заинтересовали:

В небольшом грузинском селе Багдати с 7 июля 1893 года начался отсчет жизни известного во всем мире поэта Владимира Маяковского. События детских и юношеских лет во многом определили его дальнейший жизненный путь.

  • Отец поэта хоть и был потомственным дворянином, работал лесничим, а мать воспитывала детей. Родословная обоих родителей уходила своими корнями к запорожским казакам.
  • После отцовой смерти, Владимир с матерью переехали в Москву. Там Владимир Маяковский стал учиться в гимназии, из которой в 1908 году его исключили за неуплату. Имея талант к изобразительному творчеству, он поступил в Строгановское художественное училище, где Маяковскому пришлось нелегко по причине своих революционно-демократических взглядов.
  • В молодые годы его трижды арестовывали. Первый раз – в связи с подозрением в деятельности подпольной типографии. Выпустили как несовершеннолетнего под присмотр родителей. Второй арест был по причине подозрений в сотрудничестве с анархистами. Третьим взятием под стражу стало участие в организации побега женщин-политкаторжанок из тюрьмы. Тогда он провел в тюрьмах, в том числе и знаменитой «Бутырке», 11 месяцев. Затем его отпустили за недостаточностью улик.

Маяковский обладал противоречивым характером. В юности находясь в тюрьмах, он стал замкнутым. Кроме того, он был очень чувствительным и вследствие этого склонным к крайностям в мышлении и поступках. Об этих чертах характера свидетельствуют некоторые факты из его жизни.

  1. Вследствие смерти отца от укола булавкой у Маяковского появилась фобия подхватить какую-либо болезнь, поэтому он все время имел при себе мыльницу и постоянно мыл руки.
  2. Поэт был очень добрым и великодушным к пожилым людям. Он часто сам находил нуждающихся стариков, давал им деньги и при этом никогда не называл своего имени.
  3. Маяковский очень любил собак, что говорит о его добром характере. На многих фотографиях он запечатлен с любимыми собаками и выглядит счастливым от общения с ними.
  4. О крайностях в поведении наглядно свидетельствует история, которую поведал известный художник Репин. Ему понравились вьющиеся каштановые волосы поэта, и он предложил написать его портрет. Вскоре Маяковский пришел позировать к художнику, обрив голову наголо.

Маяковский, как разносторонне талантливая личность за свою небольшую жизнь смог реализовать себя в разных видах искусства. Об этом ярко свидетельствует его творческое наследие.

  • Первые стихи он начал писать в юности, находясь в тюремном заключении. Их у него отбирали тюремные служители.
  • Маяковский явился родоначальником знаменитой «лесенки». Считается, что такой поэтический стиль он выбрал из-за того, чтобы получать больший гонорар. В то время труд поэта оценивали за количество строк в стихах, поэтому он получал гонорар вдвое больше, чем его коллеги по творчеству.
  • Маяковский часто сочинял на ходу и в поисках идеальной рифмы мог ходить 15-20 километров.
  • Первой съемкой в кино был фильм «Закованная фильмой», где он снялся вместе с Лилией Брик. Эта кинолента не сохранилась, остались лишь фотографии и плакаты с изображением главной героини. До наших дней дошла картина «Барышня и хулиган», сценаристом и главным героем которой был сам Маяковский.
  • В драматургическом жанре в архиве Маяковского имеется пять пьес, четыре из которых были поставлены в театре Мейерхольда.

Посмотрите учебный фильм о Владимире Маяковском.

У Маяковского особый стиль. Его сложно читать, но интересно. Главное — выдержать правильный ритм. Одно из стихотворений, ставших его визитной карточкой, стало «Послушайте!»

«Послушайте, ведь если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно»…

Послушайте это произведение в исполнении автора:

В исполнении автора

Послушайте это же произведение в исполнении мастера художественного слова, актера Валерия Золотухина:

читает Валерий Золотухин

А теперь попробуйте прочитать этот стих выразительно. По желанию, вы можете прислать видео прочтения мне на WA и получить оценку.

ПОСЛУШАЙТЕ!

Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плево́чки жемчужиной?
И, надрываясь
в метелях полу́денной пыли,
врывается к богу,
боится, что опоздал,
плачет,
целует ему жилистую руку,
просит —
чтоб обязательно была звезда! —
клянется —
не перенесет эту беззвездную му́ку!
А после
ходит тревожный,
но спокойный наружно.
Говорит кому-то:
«Ведь теперь тебе ничего?
Не страшно?
Да?!»
Послушайте!
Ведь, если звезды
зажигают —
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!
[1914]

Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!»

Лирика Маяковского сложна для понимания, так как далеко не каждому удается рассмотреть за нарочитой грубостью слога удивительно чувствительную и ранимую душу автора. Между тем, рубленые фразы, в которых нередко звучит откровенный вызов обществу, для поэта являются не средством самовыражения, а определенной защитой от агрессивного внешнего мира, в котором жестокость возведена в абсолют.

Тем не менее, Владимир Маяковский неоднократно предпринимал попытки достучаться до людей и донести до них свое творчество, лишенное сантиментов, фальши и светской изысканности. Одной из таких попыток является стихотворение «Послушайте!», созданное в 1914 году и ставшее, по сути, одним из ключевых произведений в творчестве поэта. Своеобразным рифмованным уставом автора, в котором он сформулировал основной постулат своей поэзии.

По мнению Маяковского, «если звезды зажигают – значит, это кому-нибудь нужно». В данном случае речь идет не столько о небесных светилах, сколько о звездах поэзии, которые в первой половине 20 века в изобилии появились на русском литературном небосклоне. Однако фраза, принесшая Маяковскому популярность и среди романтических барышень, и в кругах интеллигенции, в данном стихотворении звучит не утверждающе, а вопросительно. Это свидетельствует о том, что автор, которому на момент создания стихотворения «Послушайте!» едва исполнился 21 год, пытается найти свой путь в жизни и понять, нужно ли кому-нибудь его творчество, бескомпромиссное, эпатажное и не лишенное юношеского максимализма.

Рассуждая на тему жизненного предназначения людей, Маяковский сравнивает их со звездами, каждой из которых уготована своя судьба. Между рождением и смертью – всего лишь один миг по меркам вселенной, в который и укладывается человеческая жизнь. Так ли она важна и нужна в глобальном контексте бытия?

Пытаясь найти ответ на этот вопрос, Маяковский убеждает себя и читателей, что ведь «кто-то называет эти плевочки жемчужиной». А, значит, это и есть главный смысл в жизни – быть для кого-то нужным и полезным. Проблема лишь в том, что автор не может в полной мере применить в себе подобное определение и с уверенностью сказать, что его творчество способно стать жизненно важным хотя бы для одного человека, кроме него самого.

Лиризм и трагизм стихотворения «Послушайте!» переплетены в тесный клубок, который обнажает уязвимую душу поэта, в которую «плюнуть может каждый». И осознание этого заставляет Маяковского сомневаться в правильности своего решения посвятить жизнь творчеству. Между строк словно бы читается вопрос о том, не стал бы автор более полезным для общества человеком в иной ипостаси, выбрав, к примеру, профессию рабочего или же землепашца? Подобные мысли, в общем-то, не свойственные Маяковскому, который без преувеличения считал себя гением поэзии и не стеснялся это открыто утверждать, демонстрируют истинный внутренний мир поэта, лишенный иллюзий и самообмана. И именно эти ростки сомнения позволяют читателю увидеть другого Маяковского, без привычного налета грубости и бахвальства, который ощущает себя потерянной звездой во Вселенной и не может понять, есть ли на земле хоть один человек, которому бы его стихи действительно запали в душу.

Тема одиночества и не признанности красной линией проходит через все творчество Владимира Маяковского. Однако стихотворение «Послушайте!» является одной из первых попыток автора определить свою роль в современной литературе и понять, будет ли его творчество востребовано спустя годы, или же стихам уготована участь безымянных звезд, бесславно погасших на небосклоне.

Вы можете выразить свое отношение к стихотворению ниже, в комментариях.

Ознакомьтесь с содержимым главы учебника (стр. 94-110) и пройдите обязательный тест на оценку.

Ссылка для домашней работы здесь:

Еще одно наследие Маяковского — это великое множество афоризмов и уже устойчивых выражений, многие из них мы применяем в речи. И вот мое любимое, которое вы слышите от меня периодические — «и ежу понятно»

«И ежу понятно» — это крылатое и известное всем выражение пошло из стихотворения Маяковского:

«Ясно даже и ежу Этот Петя был буржуй». Потом это выражение широко использовали Стругацкие в своей «Стране багровых туч».

А теперь интересные факты из его жизни:

Многие поэты не любили Маяковского за «лесенку».

В те времена публикующиеся поэты получали деньги за количество строк, а таким образом, они зарабатывали гораздо меньше за произведения аналогичного объема, чем Маяковский благодаря своему новому стилю.

Посмотрите отрывок из сериала С. Есенин. прокомментируйте его

Благодарю сайты https://vivareit.ru/interesnye-fakty-iz-zhizni-vladimira-mayakovskogo/ и https://obrazovaka.ru/essay/mayakovskiy/interesnye-fakty-iz-zhizni за интересные факты о жизни и творчестве поэта

Русская эмигрантка Татьяна Яковлева – еще одна несчастная любовь в жизни поэта. История банальна, как мир: он любил, а она – нет. Но характер не позволял Маяковскому сдаваться даже тогда, когда надежды нет. Перед самым отъездом на Родину поэт отдал полученный гонорар за публичные выступления в Париже одной цветочной фирме с единственным условием – мадемуазель Яковлева должна была получать раз в неделю прекрасный букет с запиской «От Маяковского».

Фирма выполнила все договоренности, и Татьяна получала цветы в течение многих лет, и даже после трагической гибели поэта. А во время фашистской оккупации эти букеты спасли её от голодной смерти: она продавала их на улице.