Анализ поэтического текста

Набережная реки Амур. Хабаровск

План, тезисы, предложения-скрепы

1. Вступление

1. Историко-литературный и биографический контекст. Читательское восприятие (автор и основные особенности его творчества; эпоха, год написания; художественное направление, в рамках которого творил художник; история создания, события, подтолкнувшие автора к написанию произведения; адресат (если есть); какое настроение создаёт произведение, какие чувства, эмоции, ассоциации вызывает).

  • Стихотворение…….. (сюда вставьте название)……….. написано………… (автор, год написания).
  • Поводом для его создания послужило………..
  • Произведение посвящено…… (адресат)………., о чём свидетельствует…………………….. . (эпиграф, комментарий к произведению, воспоминания современников, письма, запись в дневнике и т. д.).
  • Основными особенностями творчества художника являются……………………………………………………………….., и эти особенности находят отражение в данном стихотворении.
  • Будучи написанным в рамках………… направления, стихотворение отличается…………….
  • Стихотворение наполнено чувством………. (одиночества, скорби, безысходности, радости, грусти, печали и т. д.).
  • По прочтении произведения остаётся ……..(радостное/грустное, светлое/тягостное)….впечатление.

2. Жанр

Жанр (лирическое стихотворение, элегия, басня, лирический фрагмент, эпиграмма, ода, отрывок, послание, пародия, стилизация ит. д.).

  • Жанр произведения можно определить как ……………………………………..
  • или:
  • По своим особенностям произведение относится к жанру …………..

Жанр стихотворения определяет особенности………………………………….. (тематики, проблематики, композиции, характера лирического героя и т. д.) и выбор художественно-изобразительных средств.

3. Тема

(то, о чём повествуется в произведении).

  • По характеру содержания стихотворение относится к  (философской, любовной, дружеской, пейзажной, гражданской, политической и т. д.) лирике.
  • Темой произведения поэт избирает……………………………….
  • Тематика стихотворного произведения является……………………………………………..(традиционной/нетрадиционной, характерной/нехарактерной) для………………………(данного автора, литературного направления, литературы в целом).
  • В произведении можно проследить присутствие традиций………………………………………………………. (других авторов).

4. Идея и проблематика

(основная мысль произведения, к чему призывает автор).

  • Основное, на чём сосредоточивает внимание автор, – это проблема…………………..
  • Основная идея стихотворения заключается в  и выражена в строках:…………………..

5. Лирический герои стихотворения

(особенности лирического героя, характер его переживаний; совпадает ли образ мыслей и переживания автора и его лирического героя).

  • Образ лирического героя является выразителем…………………………………………….. (мыслей, чувств, идей автора).
  • Лирический герой стихотворения размышляет о………………………………………………………………… (любви, смерти, дружбе, одиночестве, назначении поэта и т. д.).
  • В центр внимания читателя помещены (переживания, мысли, философские раздумья и т. д.) лирического героя.

6. Композиция:

По характеру построения композицию стихотворения можно назвать…………    

В стихотворении можно выделить …. (2, 3 и т. д.) композиционные части, каждая из которых характеризуется………………… (особым настроением, образной системой, изобразительно-выразительными средствами и т. д.).

Виды композиций:

  • линейная (основана на последовательном развитии событий стихотворения);
  • кольцевая (основана на совпадении или близком сходстве начала и конца произведения);
  • зеркальная (основана на «зеркальном отображении поэтических строк);
  • контрастная (основана на принципе антитезы, противопоставления);
  • параллельная (основана на сравнении сопоставлении явлений);
  • анафорическая (основана на единоначатии строк, четверостиший, композиционных частей).

7. Система образов

В стихотворении выведены образы……………………………………….. (солнца, луны, дня, ночи, возлюбленной и т. д.).

Образы стихотворения отличаются:

  • конкретностью,
  • символичностью,
  • многоплановостью,
  • неоднозначностью толкования и т. д.).

8. Художественно-изобразительные средства

(тропы и фигуры).

Для создания художественных образов автор использует разнообразные художественно-изобразительные средства,среди которых следует назвать………………………………………………………… (эпитеты, метафоры,олицетворения, метонимию, сравнения, параллелизм, антитезу и т. д.): (Примеры).

Художественно-изобразительные средства придают стихотворению……………………….. (описательный характер, образность, живописность, иносказательность, особую выразительность и т. д.). (размер, способ рифмовки, рифма, фоника)

9. Поэтическая форма

  • Стихотворение состоит из … (укажите количество) строф, в каждом из которой строки
  • связаны……………… (смежным, перекрёстным, опоясывающим) способом рифмовки.
  • Размер стихотворения -……………………………. (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Он придаёт стихотворению…………….
  • (подвижность/неподвижность, торжественность, лёгкость, мелодичность, напевность и т.д.).
  • Звуковой строй стиха характеризуется скоплением звука/звуков…… , который/которые создаёт/создают ощущение …………………………………………………………….. (плавности- [л], [в], [э], шёпота, шуршания – [щ], [щ], [х] ), передают звуки природы (звуки грома – [м], [р], жужжания – [ж], [з], журчания ручья – [ж], [р], [ч], [щ] [щ] и т. д.).

10. Краткий вывод, обобщение + эмоция

  • Таким образом, данные особенности
  • стихотворения позволяют назвать его……………………………………………………….. (традиционным для литературы, показательным для творчества автора и т. д.).
  • В стихотворении отразились такие черты творчества поэта, как…(лиричность, музыкальность, образность и т. д.).

Ваша эмоция:

у меня это стихотворение вызвало чувство…. ,

Обратите внимание!

Во время анализа произведения остерегайтесь негативных отзывов – вы не имеете морального права утверждать – понравилось или нет. Не панибратствуйте с автором! Это дурной тон.

Задача художественного произведение – воздействие на эмоции читателя. Какие эмоции вызвало у вас конкретное произведение? об этом и пишите!

Негативные чувства можно выразить косвенно, например, это стихотворение заставило меня задуматься… или вызвало неоднозначные чувства и т.д.

Скачать презентацию для урока: