Всероссийский конкурс «Воспитать человека». Полуфинал. 2021

Номинация: «Воспитание через образовательные предметы»

Результат: по тогам отборочного тура -2-е место из более чем 250, по итогам полуфинала — 4-е.

2556 — Мальцева Татьяна Владимировна

Вступительная статья отправленной работы

Очень важно, чтобы любовь к родному языку, восхищение словом, радость от прикосновения к родникам русской культуры сопровождали нас с юных лет до глубокой старости.

 А. П. Чехов

Современный национальный идеал личности, воспитанной в новой российской общеобразовательной школе, – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) цель воспитания в Краевом центре образования, где и разработана данная программа, – личностное развитие обучающихся. В свою очередь она будет проявляться в следующих новообразованиях:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует мою деятельность, как учителя русского языка и литературы, не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности.

В воспитании детей подросткового возраста (уровень основного общего образования) таким приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников, и, прежде всего, ценностных отношений. Как решить эти задачи в современных условиях? Вовлечь в языковую среду, в которой они чувствуют себя спокойно и уверенно! На уроках русского языка и литературы мы можем сформировать систему ценностных установок, основанную на любви и уважении к родному языку, мировому художественному наследию, к которой принадлежит и плат русской классической литературы.

Педагогические решения, основанные на реализации современных практик, а главное, привычных и знакомых каждому ребенку действиях, поможет решить вопросы современного обучения —  перенести социальный опыт в учебную деятельность. Даст привычные инструменты для решения непривычных наукоемких задач, расширит его взгляд на науку и даст понять, что обучение может быть простым и интересным!

Перечисленные выше задачи решаются в том числе и с помощью организации урочной деятельности. Одной из таких форм организации является программа воспитания личности «Восхищение словом: от вдохновения к мастерству»

Цель программы: Системное воспитание успешного гражданина — грамотного читателя с развитым критическим мышлением и эмоциональным интеллектом, носителя и популяризатора родного языка, умеющего выражать свои мысли и чувства.

Задачи:

  • Обратить внимание детей и подростков на родной язык, его безграничные возможности, красоту и богатство.
  • Вовлечь детей и подростков в увлекательный мир чтения и изучения русского языка.
  • Создать ситуацию успеха в работе со словом: помочь в реализации способностей в области литературного творчества.
  • Повысить грамотность, развить речь, помочь понять и полюбить родной язык.

Данная программа основывается на следующих принципах и способах организации деятельности:

Принципы организации деятельности:

  1. От простого к сложному
  2. Сочетание несочетаемого
  3. Проектируем играючи

Способы организации деятельности:

  1. Проект
  2. Игра
  3. Творчество

Принцип построения образовательного маршрута:

  1. Восхищение словом
  2. Вдохновение словом
  3. Мастерство

Рисунок 1. Этапы работы со словом

Три шага на пути к мастерству – это путь, который поможет вам сформировать дорожную карту успешного гражданина, который будет не только ценить, но и любить свой родной язык.

Первый шаг —  ВОСХИЩЕНИЕ словом. Это работа с лучшими произведениями мировой литературы в формате литературной социальной сети. Это не развлечение, это обучающая система, которая требует тщательной работы с книгой. Это тренажер для анализа литературной личности в общественном и историческом аспектах. А еще это один из способов развития функциональной грамотности учеников – мы перенесли успешный бытовой опыт в учебную деятельность.

Цель первого шага – воспитание вдумчивого читателя с хорошо развитым критическим мышлением и хорошим литературным вкусом.

Следующий шаг к мастерству – ВДОХНОВЕНИЕ словом. Вдохновляет не только слово, но личность учителя. Каждый день мы проводим вместе с детьми – побуждаем их к действиям, вдохновляем. Начинаем работу над мастерством слова с урока. И здесь наша задача заинтересовать, увлечь, замотивировать.

На уроках мы подключаем у детей интерес к проектной деятельности, конкурсному участию. Но проекты бывают разными – маленькими и большими. Простыми и сложными. Поэтому принципиальным здесь будет последовательное погружение ученика в проектную деятельность. Так, начиная творчество с тематических конкурсов, ученики переходят к более сложным проектам.

Третий шаг к мастерству – ВЛАДЕНИЕ словом. На уровне мастера, профессионала. Как подготовить будущих журналистов и авторов? Просто! С помощью игр, тренажеров и нового интерактивного проекта ВМЕСТЕПИШЕМ.ру, где ученики могут заняться коллективным творчеством.

Воспитание любви и уважения к русскому языку будет выстраиваться системно — за счет популяризации науки, привлечения к творческому освоению русского языка, участию в конкурсах (лингвистических, поэтических, фото), соответствующих интересу и возрасту ребенка. Это позволит создать ситуацию успеха и полюбить русский язык.