Урок 1. Сложносочиненное предложение (обобщение)

Часть 1. Разминка.

Начнем урок с разминки.

Повторим, что такое вводное слово (пройти обязательный тест)

Если вы забыли, что такое вводное слово и “с чем его едят”, повторите эту тему вместе с учениками 8го класса: см. “Урок 1. Вводное слово”

Часть 2. Повторим теорию по ССП:

Сложносочинённое предложение – это сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочиниельными союзами и, как правило, равноправны грамматически и по смыслу.

Сочинительные союзы, соединяющие простые предложения, находятся между простыми предложениями и не входят ни в одно из них.

Помните:

Сочинительные союзы выполняют две функции:

  • соединяют однородные члены между собой;
  • связывают простые предложения в составе сложносочинённого.

Например:

1. Вот Марковна и старается, раскатывает тесто, прокладывает маслом и велит относить на лёд. (И. Шмелёв)

Данное предложение простое, осложнённое однородными членами. Союз И соединяет однородные сказуемые.

2. Пришла весна, и соловьёв купают, а то и не будут петь. (И. Шмелёв)

Это сложносочинённое предложение, в котором первое и второе простые предложения связаны при помощи союза И, а третье ко второму присоединяет противительный союз А.

Вспомним: Запятая в сложносочинённом предложении 

Запятая в ССП ставится:

  • перед сочинительными союзами ( и, или, но, а, тоже, зато, однако и др.) в большинстве случаев.

Уже садилось солнце, и горизонт пылал тихим огнем.

Запятая в ССП не ставится:

  • если у двух предложений в составе ССП есть общий второстепенный член

На улице ярко светит солнце и поют птицы.

  • если сочинительный союз соединяет два вопросительных, восклицательных, побудительных, назывных или безличных предложения.

Кто вы такие и что вам здесь нужно?
Да будет свет и  пусть скроется тьма!
Как мне все нравится и как здесь хорошо!
Ночь и улица. Фонарь и аптека.
Жарко и холодно.

Часть 3. работа с лекционной тетрадью:

Запишите в тетрадь:

Часть 4. Отдохните и посмотрите учебный фильм:

Синтаксический и пунктуационный порядок разбора ССП:

Часть 5. Практика

Перепишите в тетрадь предложения, вставляя пропущенные знаки препинания. Выполните их разбор по схеме, указанной выше, или, если потребуется, вспомните порядок разбора простого предложения.

Некоторые уже улеглись на влажную(1) устланную осыпающейся хвоей(2) землю(3) жевали жёсткие солдатские сухари(4) копчёную колбасу(5) а кое-кто(6) открыв перочинным ножом жестяную банку(7) ел свиную тушёнку(8) намазывая её на тонко нарезанные(9) ломтики чёрствого хлеба.

Продолжая держаться лапой за ушибленное место(1) медвежонок стремительно кинулся через речку(2) схватил маленького братишку за шиворот(3) и(4) всё ещё вскрикивая(5) переволок его(6) через глубокое место.

Часть 6. Проверка работы:

Пришлите выполненную работу с помощью следующей формы.

Не забудьте:

8 комментариев для “Урок 1. Сложносочиненное предложение (обобщение)”

  1. Ребята, очень прошу соблюдать простые правила – урок прошли – отписались в комментариях сразу после урока.
    Не шлите мне файлы на ВА – вас около 100 человек, пожалейте ресурс моего телефона. Я увеличила возможности по отправке Гугл-форм – все файлы шлем с ее помощью. Файлы, присланные на почту, WA, diskord, успешно теряются по разным носителям. Все ваши работы должны быть в одном месте.
    И особенно прошу ваш класс соблюдать режим. Не пишите мне ночью! Этикет по деловой переписке ограничивает все послания рамками рабочего дня. В крайнем случае – до 20 часов. Но не после 00 часов.

    0

Добавить комментарий

Войти с помощью: