Основы проектной деятельности на уроках литературы

Одним из требований ФГОС нового поколения является опыт приобретения проектной деятельности обучающегося. Действительно, в результате работы над проектом у ребенка формируются необходимые качества – инициативность и ответственность, умение планировать свою деятельность, а также повышается эффективность учебной деятельности и появляется дополнительная мотивация. При очевидных достоинствах у проектной деятельности есть некоторые недостатки, в первую очередь связанных с организационными вопросами – при жестком учебном плане сложно выкроить несколько часов для индивидуальной работы с учащимися.

Проект, в отличие от уроков и образовательных событий, это продукт штучный, индивидуальный, и поэтому особенно трудозатратный со стороны учителя и ученика. Как сделать так, чтобы проектной деятельностью охвачено было максимальное количество желающих при минимальных затратах? И как вовлечь в эту деятельность школьников 5-6 классов? Я предлагаю это сделать за счет стандартизации некоторых этапов работы. Одним из ключевых позиций я вижу правильный выбор темы проекта и пошаговое управление процессом.  

Сразу отмечу, что проектная деятельность – деятельность добровольная со стороны ученика, поэтому приглашаем к ней всех, а работаем только с теми, кто проявил интерес, выразил желание.  Таких учеников я условно делю на два типа – увлеченных творческой деятельностью и детей амбициозных, желающих приблизиться к науке, но без особых увлечений. С первой частью ребят и сложнее, и проще одновременно. Так, если они увлечены театром, музыкой, спортом – ищем смежные темы, которые помогли бы совместить хобби с исследовательской деятельностью. Например, музыкально одарённый ребенок (уже выпускник 9-го класса) несколько лет назад выбрал тему «Музыкальность лирики Фета» и добился весьма ощутимых результатов (дважды призер краевых конкурсов – НПК «Шаг в науку» и «Будущее Хабаровского края в надёжных руках»). Отмечу, что удачная тема для этих детей уже залог хорошей проектной работы.

Что касается ребят второго типа мотивации, то здесь я формирую группу и выбираю одно общее направление, например, «Образ «чего-нибудь» в литературе». При общем направлении различными будут образы – одним интереснее работать с огнем, другие будут искать символику солнца, цвета, воды и т.д. в художественных произведениях. Почему именно так? Потому что с каждым ребенком необходимо составить план работы, и мне, как педагогу, проще организовать группу детей и синхронизировать каждый их шаг – работа индивидуальная, но подход групповой.

Я стараюсь выбрать широкие, многослойные темы, которые можно раскрывать в процессе всего обучения. Так, если мой ученик взял проект в 6 классе, то начинает свой путь с анализа термина и литературных источников. Пока еще на уровне устного народного творчества или программных произведений по возрасту ученика. Пока ребята еще не сформировали свои читательские привычки, но все они, как правило, любят сказки. И это правильно – изучать образы, ставшие уже концептами, нужно с памятников устного народного творчества. Это база, которая будет потом дополняться другими слоями уже художественной литературы. Логично, что с каждым годом тема будет усложняться и углубляться, а вот сам процесс, алгоритм работы будет знакомым и понятным. При этом есть огромное преимущество – теоретическая база проекта уже будет готова в шестом классе.

Одним из сложных этапов работы – это оформление проекта, определение его целей и задач. В нашем случае, результаты проекта предсказуемы, цели и задачи ясны. Поэтому первым шагом стандартизации процесса стало создание единого шаблона проектной работы. Это базовый документ, который я размещаю на странице своего сайта и рекомендую детям для скачивания. Затем индивидуально с каждым учеником мы адаптируем его под задачу и начинаем работать.

В работе стараемся соблюдать очередность действий – каждая задача равна одному шагу. Так, шаг 1 – постановка цели и задачи проекта. Шаг 2 – работа с термином. Шаг 3 – опрос одноклассников (один из способов постановки проблемы), Шаг 4 – анализ проблемы в современном научном мире. Шаг 5- работа с источниками и их анализ. Затем выводы, оформление презентации и «чистовая» отделка.  Шаг 6 – предзащита проекта, репетиция вступления и публичная презентация проекта перед первыми слушателями.

Не секрет, что работа над рефератом и оформлением исследования вызывают трудности не только у ребят, но и у учителя. Намного проще и интереснее представить результаты труда в презентации – там и возможностей больше, и процесс выглядит наглядно. Поэтому одна из задач учителя показать ребенку «легкий» путь бюрократии – с самого начала все делать и оформлять правильно. Отсюда наш первый шаг – работа с шаблоном, где сразу расписываются шаги и задается формат оформления.

Еще одна находка, которая позволила нам внести красоту в презентации и дать повод сослаться на мнение ребят (пункт «актуальность задачи») – это опрос учеников нашей школы и их родителей. С открытием для себя гугл-форм процесс стал интереснее и проще, главное, правильно составить анкету. Ресурс обрабатывает данные самостоятельно, нам остается лишь описать таблицу и сделать правильные выводы. Очень помогает в работе…

В целях экономии времени и четкой организации процесса, все дети получают задачи одновременно. Также оговариваются и сроки для выполнения задач (как правило, на каждый шаг дается одна-две недели). При этом есть дух соревнования и обмена опытом. Вместо индивидуальных консультаций (на которые при таком количестве проектных работ совершенно нет времени) идет групповая работа, которая переходит потом в клуб по интересам и задушевные встречи в каникулярное время.

Такая форма работы позволяет одновременно вести большее количество проектов, чем обычно. Так, в этом году на научную практическую конференцию моими учениками было представлено 8 работ, 3 из которых оказались результативными на краевом уровне – 2 победителя и 1 призер конференции «Будущее Хабаровского края в надежных руках» в номинациях литература (5-6 классы) и лингвистика (9-11 классы).

Отмечу, что при таком подходе практически все дети доходят до конференции хотя бы на школьном этапе – групповая поддержка, несмотря на высокую конкуренцию, очень важна на всех этапах проектной деятельности ученика 5-6 классов. Попав в ситуацию успеха, ученики с интересном идут дальше, дополняя свою работу новыми интересными фактами, развивая себя в научной деятельности.

Итак, рекомендации:

  1. Стандартизация деятельности (поток).
  2. Многослойная тема с учетом интереса ребенка.
  3. Пошаговое управление процессом,
  4. Онлайн-помощники: Гугл-формы (опрос), сайт учителя
  5. Готовый шаблон (MTVrus.ru > Ученикам > Проектная деятельность)

Учитель русского языка и литературы Краевого центра образования, участник проекта УчимЗнаем, сетевой педагог, Мальцева Татьяна Владимировна. Сайт: MTVrus.ru

Подробнее оп проектах здесь: Олимп27