Модуль 4. Поэзия родной природы

Русских поэтов всегда привлекала родная природа, лишенная ярких, броских, экзотических красок.

Со стихами о природе поэтов первой половины XIX  века А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова вы хорошо знакомы, а вот стихи Ф. И. Тютчева,  А.А.Фета и А. Н. Майкова (поэтов второй половины XIX венка) вы только начинаете узнавать.

У каждого из нас есть свое любимое время года. Хотя в каждой поре есть своя неповторимая прелесть, свое очарование.

Об этом и не только рассказывают нам лирические герои стихотворений.

Лирический герой — условный образ рассказчика, наделенный автором определенными личностными чертами, выступающий от первого лица в лирических произведениях.

Как правило, лирический герой близок по духу и мироощущению автору произведения, но не совсем тождественен ему, а иногда может полностью отличаться от автора. Лирический герой необходим автору для выражения от первого лица определенных эмоций и переживаний в лирическом произведении.

Лирический герой присутствует не во всех произведениях поэта-лирика, и о лирическом герое нельзя судить по одному стихотворению, представление о лирическом герое складывается из цикла стихов поэта либо из всего его поэтического творчества. Это особая форма выражения авторского сознания:

  1. Лирический герой – это и носитель речи, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; мы можем судить о лирическом герое по тому, что ему близко, против чего он восстает, как он воспринимает мир и свою роль в мире и т.д.
  2. Для лирического героя характерно внутреннее идейно- психологическое единство; в разных стихотворениях раскрывается единая человеческая личность в ее отношении к миру и к самой себе.
  3. С единством внутреннего облика может сочетаться единство биографическое. В этом случае разные стихотворения могут объединяться в эпизоды жизни некоего человека.

Определенность лирического героя свойственна, например, поэзии М.Ю. Лермонтова (которому принадлежит открытие лирического героя в русской литературе, хотя сам термин появился в ХХ веке), Н.А. Некрасова, В. Маяковского, С. Есенина, А. Ахматовой, М. Цветаевой, В. Высоцкого…

Из их лирических произведений вырастает образ личности цельной, очерченной и психологически, и биографически, и эмоционально, со свойственными ей реакциями на события в мире и т.д.

Задание 1. Прочитайте статью учебника “Поэзия родной природы” (Часть 2, стр. 40). Передайте коротко содержание статьи. Подумайте, какая мысль поэта воплощена в каждом из стихотворений, которое мы будем читать и слушать.

Почитайте и послушайте стихотворения:

Лермонтов, “Осень”
Тютчев, “Осенний вечер”
Фет. “Первый ландыш”

Подготовьте выразительное чтение стихотворений учебника. Одно выучите наизусть. Прочитайте это стихотворение своим родителям и получите у них зачет по этой теме.

Отчитайтесь по пройденной теме ниже, в комментариях:

5 комментариев для “Модуль 4. Поэзия родной природы”

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *