Урок 7. Вопросительно-относительные местоимения

“Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название – Вопросительный. А вот в городе Относительный вопросов нет”.

– О каком свойстве вопросительных и относительных местоимений говорит этот отрывок из нашей лингвистической сказки? А теперь посмотрите на стихотворение ниже:

Как вы думаете, какой разряд местоимений мы сегодня будем изучать? Совершенно верно. Запишите тему нашего урока:

Вопросительно-относительные местоимения

Сравните пары предложений, приведённые ниже. Найдите в них одинаковые местоимения.

Можете ли вы сказать, что в обоих предложениях употреблены вопросительные местоимения?
Чем, помимо цели высказывания, различаются приведённые предложения?

В предложениях, стоящих в парах первыми, действительно, использованы вопросительные местоимения. А вот в предложениях, стоящих вторыми, те же слова — это относительные местоимения.

Вопросительные местоимения указывают на предметы, признаки и количество, не известные говорящему. Вопросительные местоимения помогают сформулировать вопрос.

— А кой тебе годик? — «Шестой миновал… / Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом…

(Н. А. Некрасов)

Местоимения кто и что обычно разграничиваются по отношению к категории одушевлённости, но в контексте могут встречаться противоречия.

— Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое?

(И. С. Тургенев)

Местоимение который используется только в вопросительном предложении, где идёт речь о порядке предметов в числовом ряду, и в обороте: «Который час?». При помощи местоимения чей задаётся вопрос о принадлежности лица или предмета.

Относительные местоимения в основном служат для связи простых предложений в составе сложного.

Согласитесь, что их различать не так уж и сложно! Главное – понять интонацию и увидеть в ней вопрос. Обратите внимание на вопросительные местоимения, которые использовала в своем стихотворении Елена Благинина. Выпишите их.

Относительные местоимения изменяются точно так же, как и вопросительные.

Запомните морфологические признаки местоимений.

А теперь перепишите упражнение, вставив пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

Выделите разным цветом относительные и вопросительные местоимения

Обратите на парное употребление вопросительных и относительных местоимений в пословицах русского народа. Подумайте, почему выбран такой прием?

  • Кто рано встаёт, тот вдвое живёт.
  • Сколько голов — столько и умов.
  • Что на уме, то и на языке.
  • Какой уход, такой и скот.
  • Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.
  • Каков есть, такова и честь.
  • Кто первее, тот правее.
  • Что старина, то диво.
  • Сколько вор ни ворует, а тюрьмы не минует.
  • Чей двор, того и хоромы.

Найдите грамматическую ошибку в пословице. Перепишите ее в соответствии с нормами русского языка.

Синтаксическая роль вопросительно-относительных местоимений

Вопросительные местоимения могут быть разными членами предложения:

  • Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне… (подлежащее) (С. Я. Маршак).
  • Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слёз. Сколько тут было кудрявых берёз! (Н. А. Некрасов) (обстоятельство)
  • А каков народ? Чья трель раздаётся в весеннем лесу? (определение)

А теперь повторите тему с помощью учебного фильма

Проверьте свои знания с помощью теста https://forms.gle/UCBBTwp9H26sgzzNA

11 комментариев для “Урок 7. Вопросительно-относительные местоимения”

Добавить комментарий

Войти с помощью: