Урок 7. Вопросительно-относительные местоимения

“Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название – Вопросительный. А вот в городе Относительный вопросов нет”.

– О каком свойстве вопросительных и относительных местоимений говорит этот отрывок из нашей лингвистической сказки? А теперь посмотрите на стихотворение ниже:

Как вы думаете, какой разряд местоимений мы сегодня будем изучать? Совершенно верно. Запишите тему нашего урока:

Вопросительно-относительные местоимения

Сравните пары предложений, приведённые ниже. Найдите в них одинаковые местоимения.

Можете ли вы сказать, что в обоих предложениях употреблены вопросительные местоимения?
Чем, помимо цели высказывания, различаются приведённые предложения?

В предложениях, стоящих в парах первыми, действительно, использованы вопросительные местоимения. А вот в предложениях, стоящих вторыми, те же слова — это относительные местоимения.

Вопросительные местоимения указывают на предметы, признаки и количество, не известные говорящему. Вопросительные местоимения помогают сформулировать вопрос.

— А кой тебе годик? — «Шестой миновал… / Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом…

(Н. А. Некрасов)

Местоимения кто и что обычно разграничиваются по отношению к категории одушевлённости, но в контексте могут встречаться противоречия.

— Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое?

(И. С. Тургенев)

Местоимение который используется только в вопросительном предложении, где идёт речь о порядке предметов в числовом ряду, и в обороте: «Который час?». При помощи местоимения чей задаётся вопрос о принадлежности лица или предмета.

Относительные местоимения в основном служат для связи простых предложений в составе сложного.

Согласитесь, что их различать не так уж и сложно! Главное – понять интонацию и увидеть в ней вопрос. Обратите внимание на вопросительные местоимения, которые использовала в своем стихотворении Елена Благинина. Выпишите их.

Относительные местоимения изменяются точно так же, как и вопросительные.

Запомните морфологические признаки местоимений.

А теперь перепишите упражнение, вставив пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

Выделите разным цветом относительные и вопросительные местоимения

Обратите на парное употребление вопросительных и относительных местоимений в пословицах русского народа. Подумайте, почему выбран такой прием?

  • Кто рано встаёт, тот вдвое живёт.
  • Сколько голов — столько и умов.
  • Что на уме, то и на языке.
  • Какой уход, такой и скот.
  • Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.
  • Каков есть, такова и честь.
  • Кто первее, тот правее.
  • Что старина, то диво.
  • Сколько вор ни ворует, а тюрьмы не минует.
  • Чей двор, того и хоромы.

Найдите грамматическую ошибку в пословице. Перепишите ее в соответствии с нормами русского языка.

Синтаксическая роль вопросительно-относительных местоимений

Вопросительные местоимения могут быть разными членами предложения:

  • Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне… (подлежащее) (С. Я. Маршак).
  • Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слёз. Сколько тут было кудрявых берёз! (Н. А. Некрасов) (обстоятельство)
  • А каков народ? Чья трель раздаётся в весеннем лесу? (определение)

А теперь повторите тему с помощью учебного фильма

Проверьте свои знания с помощью теста https://forms.gle/UCBBTwp9H26sgzzNA

For att behandla ED. Den kan paverka erektil funktion har en mattlig alkoholkonsumtion som ligger till grund for detta. Du kan rekommenderas om en psykosocial orsak till hjartsjukdom

11 комментариев для “Урок 7. Вопросительно-относительные местоимения”

Добавить комментарий

Войти с помощью: