Урок 1. Глагол как часть речи

Сегодня мы с вами вспоминаем Глагол. Ключевые задачи урока – вспомнить, что это за часть речи, попробовать соотнести его личные формы с инфинитивом и повторить важные для всех нас правила.

Первое задание – прочитать стихотворение и вспомнить особенности глагола. В этом стихотворении я выделила главные, на мой взгляд, слова. Согласны ли вы со мной? может, я что-то упустила? Напишите мне об этом в комментарии.

О каких свойствах глагола здесь идет речь? о всех ли свойствах мы знаем и помним? Если забыли – то давайте вспоминать вместе!

Глагол – это самостоятельная знаменательная изменяемая часть речи.

А теперь вспоминаем наших китов:

Грамматическое значение: 

«действие». К глаголам относятся слова, отвечающие на вопросы: что делать?что сделать?

Морфологические признаки:

  • постоянные – вид: совершенный–несовершенный, переходность, возвратность, тип спряжения;
  • изменяемые
    • у спрягаемых форм: число, наклонение, время, лицо (в повелительном и изъявительном наклонении настоящего и будущего времени), род (в условном и изъявительном наклонении в прошедшем времени в единственном числе);
    • у склоняемых форм (причастий): род, число, падеж;
    • у неизменяемых форм (неопределённой формы глагола и деепричастия) – нет.

Синтаксическая роль в предложении:

Личные формы глагола, а также безличные глаголы чаще всего бывают сказуемым. 

Глаголы называют различные действия:

  1. Трудовая деятельность: рубить, колоть, вязать…
  2. Умственная и речевая деятельность: думать, говорить, наблюдать, воображать…
  3. Перемещение и положение в пространстве: идти, лететь, лежать, стоять…
  4. Состояние: грустить, любить, ненавидеть, болеть, спать…
  5. Связанные с природой: подморозило, светает, смеркается…

Обратите внимание на это детское стихотворение Валентина Берестова. Что вы можете рассказать о выделенных глаголах?

Эдельфельт Альберт — Добрые друзья.
Портрет сестры художника Берты Эдельфельт

Какие действия они называют? В какой форме они употребляются? В каком наклонении? Письменно выполните морфологический разбор трех разных глаголов из стихотворения. Ответы запишите к себе в тетрадь.

Глагол

Ну а ниже, в комментариях, расскажите мне о пользе чтения. Зачем так важно уметь читать? Какие книги вы предпочитаете и что читаете именно сейчас или отложили на лето. Поделитесь своими книжками!

11 комментариев для “Урок 1. Глагол как часть речи”

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *