О летнем чтении

Нужно ли читать летом?

Проблема летнего чтения — одна из сезонных, но постоянных. Вместе с коллегой Марией Андреевной Поповой мы подготовили статью для одного из хабаровских порталов. Предлагаю вам ознакомиться с ней.

Подготовка детей к учебному году: какую литературу выбрать для летнего чтения

Летом детям нужно не только хорошо отдохнуть, но и провести время с пользой. Прочитать интересную книгу, пополнить свой словарный запас и грамотно распределить свое учебное время можно уже сегодня.

О том, как детям помочь начать читать, какие именно книги предложить и зачем это нужно — в интервью с учителем русского языка, финалистом конкурса «Учитель года Хабаровского края 2017» Марией Поповой.

Вместе с родителями к новому учебному году готовятся и их дети. Участвуют в примерках одежды, выбирают цвет ранца, картинку на обложке тетрадки. А также пытаются получить необходимый запас знаний, который, по их мнению, обеспечит успех в новом учебном году. 

Нужно ли читать летом и зачем детям книги, мы разбирались вместе с финалистом конкурса «Учитель года Хабаровского края-2017», Марией Поповой, учителем русского языка Краевого центра образования. Тезисы из нашей беседы представлены ниже.

«Летняя» книга школьное время бережет

Для того чтобы нормально подготовиться к школе, нужно все-таки читать летом.  Летнее чтение поможет сэкономить время в новом учебном году.

— У современного школьника очень насыщенная жизнь, причем как учебная, так и внеурочная. Дети ходят в различные спортивные секции, занимаются танцами, поют, рисуют, у каждого из них есть свои интересы. Родители стараются, чтобы день ребенка был занят. Поэтому не всегда, особенно в старших классах, у школьника есть достаточно времени на чтение в течение учебного года, – пояснила Мария.

Педагог отметила, что чтение таких произведений, как «Война и мир», «Тихий Дон», «Мертвые души» и многих других, требует не только времени, но и вдумчивого чтения, что очень важно.

Даже если ребенок будет читать во время учебного года, то лучше, когда он будет перечитывать и вспоминать уже знакомый текст. Художественный анализ произведения требует хорошего знания текста.

— Потому что, если он будет выхватывать какие-то фрагменты из произведения или читать краткое содержание, он, конечно, мало чего поймет. Поэтому обязательно нужно прочитать заранее, — уточнила она.

Будет очень полезным прочитать именно те произведения, которые будут входить в школьный курс в течение ближайшего года.

А что читать?

Образовательные учреждения Хабаровска реализуют несколько авторских программ, в каждой из них свои особенности и есть расхождение по классам. Например, по программе Ланина «Муму» Тургенева изучают в шестом классе, а по программе В.И. Коровина – в пятом. Похожая ситуация с произведениями Н.В. Гоголя – «Тарас Бульба» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».  Программы школ незначительно, но отличаются.

— Список литературы, как правило, дают в школах перед летними каникулами. Родители могут найти их на сайтах своих образовательных учреждений. Если же этого не произошло, то нужно уточнить автора программы, по которой обучается ваш ребенок, и найти список литературы к своему курсу. Например, в сети Интернет, — рассказала Мария.

В школах обычно предлагают ученикам два списка литературы – обязательный и рекомендованный к чтению.

В списке обязательной литературы – программные произведения, которые ребенок должен знать. В списке «желательном» книги, которые полезны для кругозора, интеллектуального развития и, конечно, соответствуют возрасту ученика. 

— В дополнительный перечень включается немало произведений зарубежных авторов, потому что  школьная программа в первую очередь знакомит нас с историей русской литературы и шедеврами мировой художественной культуры, — пояснила учитель.

Данте, Шекспир, Стивенсон, Свифт тоже будут изучаться на уроках литературы, но будет совершенно не лишним, если ваши дети узнают об этих авторах не только на школьных уроках. 

Как приучить ребенка к чтению? Чаще всего просто заставляют – «садись и читай». Мы рекомендуем начать с совместного чтения. Попробовать почитать вместе. Можно даже по очереди – мама — папа – ребенок. Очень важно научиться читать вслух выразительно.

— Читать вслух стало настолько непривычным, что дети не только не могут прочесть текст выразительно, но даже слышать свой голос во время чтения бывает непросто. Многие ученики забыли, что такое выразительное чтение вслух.

Хорошо, когда старшие дети читают вслух своим младшим братьям и сестрам. Если таких нет, то ребенок может читать своим родителям, бабушкам и дедушкам. Прочитали –  вместе обсудили, — предложила Мария.

Читать вместе — это хорошая семейная традиция. Например, можно делать это вместе в определенный день или вечер. Стоит вернуть старую добрую привычку – читать детям сказки (и не только). Не обязательно на ночь.

Вместе с героями мы можем проживать не одну жизнь. Разочаровываться вместе с Печориным, влюбляться в Болконского и сочувствовать Базарову. Книги дают возможность детям проигрывать ситуации и не допускать тех ошибок, которые допустили литературные герои. Они становятся более зрелыми духовно, интересными собеседниками, успешными в будущем людьми. Яркими, самодостаточными. Но это эмоции. Есть и рациональное зерно — с этого учебного года в девятом классе в государственной итоговой аттестации по русскому языку уже вводится устная часть.

— Мы — педагоги, родители — считаем, что успешный человек должен обязательно уметь красиво говорить, правильно выражать свои желания и мысли, а для этого нужно больше читать — причем вслух.

На уровне государства, министерства образования обращается внимание педагогов, учеников и родителей на развитие устной речи школьника – человека, который живет в обществе.

Все сочинения-рассуждения, которые пишут современные ученики в рамках школьной программы, должны включать в себя примеры-аргументы из художественной литературы. А для того чтобы приводить аргументы, ученик должен понять произведение, прочувствовать, обсудить.

— Не каждый ребенок готов в классе делиться самыми сокровенными мыслями, выразить свою искреннюю точку зрения в коллективе. А вот с родным человеком, мамой, отцом он может обсудить больше. И тогда можно больше понять, соответственно, больше осмыслить. Да и сами родители могут лучше узнать своего ребенка, если начнут с ним обсуждать не только бытовые вопросы, а то, что он прочитал, что думает, что чувствует, — советует учитель.

Прочитали – обсудили. Поговорили. Родители, впрочем, могут не только получить общую тему для разговора, но и проверить качество чтения ребенка – насколько точно он воспроизводит слова и интонацию, не проглатывает ли части слов.

Смысловое чтение

Чтение – это принципиально базовое умение для обучения в школе. Результатом «недочитывания» становится потеря смысла текста. А значит, появятся пробелы и проблемы по другим дисциплинам. Кстати, для решения таких проблем школьников на уровне государственного стандарта образования вводится метапредметный курс «смысловое чтение». 

— В школах вводится метапредметный курс, который обучает детей читать и понимать прочитанное. Этому же учат и хабаровских педагогов – на базе Хабаровского краевого института развития образования есть бесплатный онлайн-курс, который учит учителей основам смыслового чтения и дает методику его преподавания в школе. Мы с коллегами успешно его освоили и теперь применяем в работе, — рассказала Мария.

Понимание достигается разными путями – если родители сами не читают, и дома нет ни одной книги, то заставить читать ребенка будет крайне сложно. Поэтому культуру чтения нужно прививать в первую очередь в семье.

С ранних лет нужно давать ребенку книги, которые созданы с уважением к нему. Где учтено все – умеренный шрифт и межстрочный интервал, где есть иллюстрации (соответствующие возрасту), хорошая качественная бумага и удобный переплет. Чтобы книгу было приятно держать, читать, рассматривать. И, конечно, важен содержательный, интересный контент.

— Любовь к чтению может возникнуть только тогда, когда ты нашел ту книгу, которая поразила тебя, после прочтения которой ты что-то понял, осмыслил, поплакал или посмеялся вместе с героями, получил ответ на волнующий вопрос… Понял, что книга – это целый мир, который тебя увлекает. Когда ты читаешь ее запоем и не можешь от нее оторваться, даже чтобы пойти пообедать. Мы не можем лишать наших детей такого чувства. Надо сделать так, чтобы оно появилось.

Какие книги читать? Такие, которые нравятся, от которых получаешь удовольствие. Те, что живут в вашей памяти и напоминают вам о ваших минутах и часах, проведенных вместе с хорошей книгой…

<…> Статья полностью здесь. И да, мнение автора этой статьи полностью совпадает с мнением коллеги 🙂

Списки для летнего чтения, рекомендованные педагогами Краевого центра образования, вы можете найти здесь

фото автора статьи 🙂 Несколько книг из моей вечной детской коллекции 🙂

А мне бы очень хотелось услышать мнение родителей — какие книги именно вы порекомендовали бы к чтению своим детям? Какая из книг вас удивила или потрясла в вашем детстве?

Добавить комментарий