Шпаргалка для начинающих журналистов

Эта статья была подготовлена лет 15 назад, когда меня попросили за одно занятие научить рекламщиков писать статья для одного узко-специального издания «Бизнес Консалтинг» (Хабаровск. Если не ошибаюсь, 2004 год). Коллегам она помогла. Надеюсь, поможет и начинающим журналистам 🙂.

Начало работы

  1. Представьте поставленную задачу. Уточните тему статьи, объем.
  2. Отчетливо представьте себе читателя. В данном случае это человек, далеко не глупый, пытающийся правильно заниматься своим бизнесом, достаточно образованный и продвинутый. Представьте его интересы и заботы.
  3. Четко сформулируйте цель Вашей статьи:
  4. Что Вы хотите сказать,
  5. Для чего,
  6. Что даст информация читателю?
  7. Какое впечатление должно остаться.
  1. Соберите информацию, которой вы можете воспользоваться. Это может быть:
    • Статья из учебника солидного автора (в данном случае выдержки из статьи  могут оказаться ценными иллюстрациями к вашей статье, цитатами)
    • Информация из других СМИ (в том числе и электронных),
    • Результаты исследований,
    • Ваш личный опыт…
  2. Составьте сначала краткий, а затем тезисный планы статьи. За основу тезисного плана можно взять выдержки из  отобранного Вами материала.
  3. Работая над планом статьи, подумайте над рабочим вариантом заголовка. Заголовок – это краткое выражение главной идеи, попытаться сформулировать его – значит еще раз обратить внимание на главную цель статьи.
  4. Определитесь с жанром статьи.
  5. Определите язык  статьи.

Основные жанры

  • Статья. Жанр статьи отличается наибольшей широтой обобщений, глубиной анализа фактов. В подтверждение фактов автор, когда это требуется, приводит примеры…
  • Заметка. «Событие, схваченное на лету…» (Что случилось, когда и где…)
  • Репортаж. Это рассказ очевидца с места событий. Репортаж показывает, воссоздает картину происшедшего. Наличие живых деталей, художественности..
  • Очерк. Художественно-публицистический анализ происшедшего.
  • Интервью. Беседа с интересным человеком, достигшим определенных успехов…

Язык и стиль

  1. От какого лица будет идти статья?

Вы можете смело писать от первого лица (Я) в том случае, если:

  • Вы достаточно опытный специалист, у Вас есть определенное положение в кругу коллег.
  • Вы пишете свои личные наблюдения, за которые готовы нести ответственность.
  • Вы пишете заметку от лица обывателя (читателя журнала).
  • Вы отражаете свое личное мнение.

Лучше применять безличные предложения (избегая местоимения Я) с обязательной ссылкой на команду или источник, если:

  • Если Вы отражаете вполне конкретный опыт команды (фирмы, коллектива.)
  • Если статья пишется от коллектива авторов…
  1. Пишем как говорим.
    • Пишите разговорным языком. Станьте рассказчиком.
  2. Стремитесь избегать крайности:  не снисходите до читателя, «разговаривая» с ним как с ребенком, говорите с ним «на равных», как с человеком, который просто пропустил какой-либо семинар…
  3. Если есть выбор между умным длинным словом и более коротким, доступным для понимания, выбор должен быть в пользу второго.
  4. Если нельзя избежать научных терминов – вынесите их отдельно в словарик.
  5. Точность слова. Если сомневаетесь в точном значении слова – посмотрите в Толковом словаре.
  6. Избегайте длинных и нудных абзацев.
  7. Избегайте штампов и канцеляризмов.
  8. Можно использовать пословицы и поговорки.
  9. Недосказанность в виде многоточия придает глубину тексту.

Как начать саму статью?

  • Начало статьи не должно быть отвлеченным.
  • Начинают статьи по-разному, но любой зачин подчиняется главной цели – возбудить интерес читателя к теме. Это может быть яркий факт, оригинальное суждение, цитата или просто сильная фраза.
  • Далее дайте ответы на все вопросы пунктов вашего плана. Постарайтесь привести примеры.

Как закончить статью?

  • Закончить статью лучше всего той темой, с которой начали, или выводом.
  • В качестве приложения к статье напишите, какие слайды могли бы достойно иллюстрировать вашу статью. (Информация для редактора.) 

Ответственность журналиста.  Избегаем острые углы

  1. Точность и достоверность.
    • Не включайте в материал сомнительные факты.
    • Не спешите с выводами, которые нельзя подтвердить.
    • Избегайте категоричности и слов-ловушек – всегда, никогда, все, никто, ничто. Категоричные заявления редко соответствуют действительности.
    • Избегайте прилагательных превосходной степени сравнения.
    • Если употребляете слова, типа говорят, есть мнение – не забудьте указать, кто говорит и чье это мнение!
  2. Беспристрастность. Постарайтесь быть объективными и справедливыми.
  3. Обязательна ссылка на источник, если:
    1. Высказывается чужое мнение.
    2. Вы не имели возможность лично убедиться в происходящем и не знаете, насколько достоверна информация.
    3. Информация получена из другого источника.

Итак, вот табличка, которую желательно заполнить, прежде чем написать статью: