Урок 13-14. Синтаксический анализ. Словосочетание

Сегодня мы с вами повторим словосочетание, запишем алгоритм и способы преобразования.

Такое задание есть в демоверсии ОГЭ 2020 года. Посмотрим, как оно выглядит:

Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _______________.

Для начала вспомним, что такое словосочетание:

И вспомним виды подчинительной связи. Посмотрите, есть ли такая таблица в вашей лекционной тетради. Если нет – нужно записать.

Алгоритм поможет вам отличить вид связи. Повторите этот рисунок в своей тетради, дополните его примерами.

А теперь подсказки, как изменить вид связи:

ПОМНИТЕ!

При преобразовании словосочетания с одним видом связи в словосочетание с другим видом связи главное слово необходимо оставлять без изменения, а зависимое преобразовывать в другую часть речи со сходным (одинаковым) лексическим значением

Например: мамина шуба (согласование) – шуба мамы (управление), лисья нора (согласование) – нора лисы (управление),

Петин карандаш (согласование) – карандаш Пети (управление) смотрела ласково (примыкание) – смотрела с лаской (управление) вечерняя прогулка (согласование) – прогулка вечером (примыкание) временно закрыто (примыкание) – закрыто на время (управление)

Также вспомним о том, что не является словосочетанием:

Подведем итоги урока и посмотрим учебный фильм:

Словосочетание

А теперь упражнения для работы:

Задание 1. Измените словосочетания:

Записать только ответы. Проверьте ответы самостоятельно или попросите проверить одноклассника (взаимопроверка)

1. СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

с предлогом:

  •  бессонная ночь –
  •  подземный переход –
  •  алгебраическая задача –
  •  школьный портфель –
  •  плюшевый медвежонок –
  •  приморский парк –
  •  клетчатый шарф –

2. СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

без предлога:

  •  1. полковое знамя –
  •  2. солнечная энергия –
  •  3. лесной запах –
  •  4. учительский стол –
  •  5. конское ржание –

3. СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:

  •  1. двухэтажное здание –
  •  2. шестилетний ребёнок –
  •  3. белоствольная берёза –
  •  4. голубоглазая девочка –
  •  5. островерхие ели –

4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.

 (то есть делаем всё наоборот)

  •  1. каша из гречки –
  •  2. снаряд для спортсменов –
  •  3. тропинка в гору –
  •  4. человек без совести –
  •  5. вопрос по литературе –

5. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.

  •  1. жалостно посмотрел –
  •  2. смело спрыгнул –
  •  3. устало шагал –
  •  4. осторожно слез –
  •  5. спокойно делал ––

ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).

  •  1. говорил с тревогой –
  •  2. ждал с напряжением –
  •  3. охранял с заботой –
  •  4. глядел со смущением –
  •  5. уезжал со спокойствием –

Задание 2. (урок 2)

А теперь пройдите тренировочный тест https://forms.gle/CAhfXk8LNWVVPQRb8

Обратите внимание, все задания в тесте взяты из открытого сборника ФИПИ, поэтому важно выполнять тест самостоятельно. Ответы будут доступны только после проверки всех работ. На выполнение работы дается всего 1 день (после проведения урока, см. Дневник.ру). Работы, поступившие позже, оцениваются по трехбалльной шкале.

Вынуждена поступить следующим образом, так как участились факты списывания. Надеюсь на ваше понимание.

Форма для отправки письменной работы: https://forms.gle/7LRGLzS2Ldu9xUYe9

12 комментариев для “Урок 13-14. Синтаксический анализ. Словосочетание”

Добавить комментарий

Войти с помощью: