Урок 14. Анализ средств выразительности

Продолжаем подготовку к ОГЭ.

Попробуем вместе разобраться с характером задания №7 и вспомнить основные средства художественной выразительности.

Задание №7 выглядит примерно так:

Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.

1) Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?

2) И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца.

3) К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз.

4) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.

5) Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.

Ответ: _______________.

http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory

Текст для анализа

ПОКАЗАТЬ ТЕКСТ

Средства художественной выразительности

Необходимо отличать тропы (изобразительно-выразительные средства литературы), основанные на переносном значении слов и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.

Название тропаКраткая характеристикаПример
ЭпитетОбразное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явленияЛазурное море, безбрежное море (В. А. Жуковский)
Постоянный эпитетОдин из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признакВыезжает из села да добрый молодец,Старый казак да Илья Муромец… (Былина “Три поездки Ильи Муромца”) Красна девица, сине море, буйна головушка, булатный меч.
СравнениеПрямое сопоставлениеодного предмета или явления с другим по какому-либо признакуДорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится… (А. С. Пушкин) КАК (!)
МетафораПеренос названия одного предмета на другой на основании их сходства (скрытое сравнение)«Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов» (А. Блок)
ОлицетворениеПеренесение изображения человеческих черт на природный мирНикнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. (“Слово о полку Игореве”)
ГиперболаХудожественноепреувеличениеИ дольше века длится день  И не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак)
ЛитотаХудожественноепреуменьшение свойств предметаА сам с ноготок (Н. А. Некрасов)
МетонимияПеренос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности«Я три тарелки съел…» (И. А. Крылов) 
ОксюморонСочетание противоположных по значению слов, сочетание несочетамеогоЖивой труп (Л. Н. Толстой) ; С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (Есенин)
ПерифразКосвенное упоминание объекта не путем его называния, а через его описаниеНочное светило (луна)
ИронияВид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоложном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешкиОткуда, умная, бредешь ты голова ? ( И. А. Крылов)

Проверьте свои знания с помощью теста: https://edu.skysmart.ru/student/sezoduxolu (темы теста – анализ текста, повторение орфограммы корня)

Добавить комментарий

Войти с помощью: