УЧИТЬ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ПОМОГАЮТ КОТ МАТРОСКИН И ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН

Тихоокеанская звезда 05.10.2021|Сезонное | 3м. 16 c.|

Учиться правилам русского языка у кота Матроскина, создавать настольные игры по литературным произведениям, дать тургеневской Муму еще один шанс — такие методы на своих уроках использует Татьяна Мальцева, учитель русского языка и литературы Краевого центра образования.

Один из своих проектов она создала около четырех лет назад для детей, которые находятся в онкоцентре. Без учителей, без доступа к учебникам ребята серьезно отставали по школьной программе. Тогда Татьяна Владимировна загорелась идеей создать сайт с обучающей системой.

— Я очень долго думала, как ее реализовать, — рассказывает Татьяна Мальцева. — У нас в школе есть программист, я рассказала ей об идее. И она помогла.

В результате программа «Учим-знаем» стала федеральной. После регистрации на сайте дети могли играть за литературного героя, меняя сюжетную линию произведения. Были ребята, которые не доработали своего героя до конца. А есть те, кто создал сразу нескольких и с их помощью воплотил свои переживания и мечты.

— Первый ребенок, который завел свой аккаунт, выбрал героем собачку Муму. Сказал, что ему очень жалко, и он хочет, чтобы она жила. Другой мальчик сделал четыре аккаунта, и все они были богатырскими. Кстати, парнишка выздоровел.

А потом Татьяна научилась делать сайты сама. И создала новый авторский проект «Вместе пишем.ру». С его помощью дети, в одиночку или командой, могут создать литературное произведение.

— По большому счету, все мы хотим писать. Можно завести дневник. Или кто-то прочитает успешную книгу и думает: «Я, наверное, тоже мог бы так. Но не знаю, о чем писать, не знаю, как». А здесь все просто. Можно по чуть-чуть, по абзацу, написать целое произведение.

Проект включает в себя теоретические материалы, правила игры, особенности создания литературного героя. Если муза вдруг взяла выходной, то автору на помощь придет генератор идей, который тоже предусмотрела Татьяна Мальцева. 

Игровая форма делает понятным для детей сложные литературные термины и приемы, разъясняет все то же, что и учебники, только на языке, который понимает ребенок.

— Дети всегда играют, — говорит Татьяна Мальцева. — Мне очень нравится, когда они и учатся играючи. Можно делать это незаметно для себя. Конечно, для учебы нужны усилия. Но это скорее про другие предметы: математика, русский язык, где нужно заучить что-то. Но опять же, в русском мы можем и в игре все сделать. Отталкиваясь от этой идеи, я создала проект, в котором по сюжету произведения дети могут создать настольную игру. В прошлом году моя ученица заняла первое место на городском конкурсе, мы делали игру по «Маленькому принцу». И ее успех настолько вдохновил остальных детей, что они тоже захотели создавать свои игры.

Такой формат может показаться необычным. Мы привыкли читать произведение в классе и дома, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать и заучивать наизусть фрагменты, строго оговоренные школьной программой. Однако Татьяна Владимировна считает, что  ее подход прост, доступен и интересен детям.

— По-моему, это все на поверхности. Настольные игры — то, с чего мы в детстве начинали думать. Игра по произведению — повод не только поиграть, но и вспомнить сюжет, пойти дальше в его осмыслении.

Винни-Пух и Интернет

Часто из кабинета Татьяны Владимировны доносятся звуки советских фильмов. Там проходит урок у старшеклассников. А если котенок Гав уверенно шагает навстречу неприятностям, то за партами сидят пятиклассники. Самый же любимый мультфильм у учителя — «Трое из Простоквашино».

— Кот Матроскин объясняет, что такое письмо, устная и письменная речь, этикет. Все же помнят знаменитое «Поздравляю тебя, Шарик, ты балбес!». Из нее понятно, что в телеграмме первое, что нужно сделать — это поздороваться. Такие вещи мы с детьми и обсуждаем.

Со старшеклассниками Татьяна часто смотрит голливудский фильм «История рыцаря». Ученики разбирают речь героев, учатся анализировать эпоху и культурные особенности.

Такой подход не упрощает литературу и русский язык, но делает их не чем-то отдаленным и сложным, а живым, понятным и интересным.

— Это не значит, что мы к предметам относимся легкомысленно. Нет, — говорит Татьяна Мальцева. — Дети охотно играют, и мы даем им эту возможность. Например, буквализацию метафоры мы рассматриваем на примере мультфильма «Котенок по имени Гав»: «как мы не пойдем искать неприятности, если они нас ждут? Благодаря походу Винни-Пуха в гости можем изу­чить местоимения. Такое вхождение в урок через фильм — очень интересно и эффективно.

Эта методическая разработка получила название «Восхищение словом: от вдохновения к мастерству».

Каждый урок для Татьяны Мальцевой — тоже проект. Они не похожи друг на друга, дети с разными потребностями и возможностями, и каждого нужно заинтересовать в предмете именно сейчас. Получается не всегда. Тетради, проверочные работы, плотный график работы — и времени на подготовку урока остается немного. Но задача удивить и заинтересовать детей есть, и Татьяна Владимировна следует ей.

— Проект позволяет вовлечь школьников. Они сидят в Интернете и социальных сетях — хорошо, нравится говорить — ладно, вот тебе речь Онегина, транслируй ее. Зачем передавать речь популярных блоггеров, в которой много речевых и логических ошибок? Мы используем те методы, которые им привычны.

С внедрением технологий жизнь сделала поворот на 180 градусов. Дети переключают внимание молниеносно, могут успевать за уроком, параллельно набирать сообщение, да еще и с соседом парой слов переброситься умудряются. Современный учитель должен не только видеть изменения, но и грамотно на них реагировать. Татьяна Владимировна за шесть лет работы в школе это хорошо поняла. И теперь она не только учитель, но и тайм-менеджер, наставник, программист. 

А еще это та профессия, в которой не обойтись без психологии.

Я уважаю каждого из них

Доверие ребенка к преподавателю стоит на трех столпах: уважение, принятие и поддержка. Татьяна Владимировна понимает, что у детей тоже есть свои проблемы, с которыми они приходят в школу. Поэтому всегда готова выслушать и помочь. И пятиклассники, и восьмиклассники — одинаково нуждаются в этом, а чувствуя хорошее отношение, идут навстречу учителю, отвечают взаимностью.

— Безусловное принятие ребенка — это не попытка его переделать, ни в коем случае! Ко мне приходят дети, и я уже априори уважаю каждого из них. Вижу в них детей, но и личность. Через урок могу на примере ему что-то показать, может, поднять настроение. Уважать — это просто принимать.

Недавно Татьяна Владимировна выпустила два класса, в которых дети были заняты хоккеем. «Я горжусь каждым из них», — говорит она.

Сама с коллегами до сих пор ходит на матчи. И пусть не все правила хоккея знакомы и понятны, Татьяна Владимировна смотрит, потому что скучает. 

— Знаете, иногда очень сложно отпустить их. А иногда, может, и не надо отпускать из сердца. Вы знаете, учителям говорят: вы должны любить детей.

«Пещера дракона»

— Школа — это репетиция взрослой жизни, — уверена Татьяна Мальцева. — Если родители воспитывают в ребенке качества личности, то задача учебного учреждения — научить ими пользоваться. А еще школа учит действовать, не бояться оступиться и начать сначала. Во многом этому помогают литературные произведения.

— Зачем вообще литература нужна в школе? Не для того, чтобы научились бегло читать, и не для того, чтобы просто занять время. В первую очередь, это репетиция нашей жизни.

Когда мы включаемся в процесс чтения, мы живем этими людьми, совершаем их ошибки, приходим к каким-то выводам, видим, как больно другим людям. Таким образом, репетируем. Это помогает нам в будущем.

— В школе, — считает Татьяна Мальцева, — мы учимся дружить, понимать, обижаться и прощать друг друга, мириться. И лучше пусть они сейчас, в школе, делают ошибки, чем потом они будут тренироваться во взрослой жизни. Мы это все с детьми проговариваем, они все это знают. 

Татьяна учит ребят ответственности. Не через двойки и замечания в дневник, а с помощью разговора. Ребенка приглашает в «пещеру дракона». Объясняет, что выполнение задания нужно ему самому. Успешная сдача ОГЭ — тоже. Получается разговор с совестью. И принцип работает. 

Учеников много, и подстроиться под каждого невозможно. Но если учитель любит свою работу, уважает учеников, творчески подходит к урокам, то тогда будет результат. 

https://toz.su/newspaper/sezonnoe/uchit_detey_v_shkole_pomogayut_kot_matroskin_i_evgeniy_onegin/