- Большая буква в начале предложения.
- Выпиши предложение правильно. Придумай и напиши еще одно предложение. Подчеркни заглавную букву.
- Например: Выпал пушистый снег. Дети рады.
2.Пропуск буквы.
- Выпиши слово. Подчеркни в нем пропущенную букву.
- Например: звонок; ученик.
3. Пропуск слога.
- Напиши слово, раздели на слоги. Подчеркни гласные.
- Например: у-чи-тель – 3 слога.
- Запомни! Сколько в слове гласных, столько и слогов.
4. Перенос слова.
- Раздели слово для переноса.
- Например: оси-на.
- Запомни! При переносе одну букву нельзя оставлять на строке и нельзя переносить на новую строку.
5. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласных.
- Выпиши слово. Подчеркни мягкий знак (ь) и согласную перед ним. Напиши еще два слова на эту орфограмму.
- Например: ель, тень, пень, коньки, мальчик, пальто.
6. Гласные после шипящих
- Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Придумай и запиши ещё два слова на эту орфограмму.
- Например: малыши, мыши, ежи.
7.Сочетание чк, чн, нщ, щн.
- Выпиши слово правильно. Подчеркни сочетание. Запиши еще два слова с этой орфограммой.
- Например: дочка, речка, кочка.
8. Ударение.
- Выпиши слова. Поставь в них правильно знак ударения.
- Например: алфавит, азбука, портфель.
9. Безударная гласная (а, о, е, и, я) в корне, проверяемая ударением.
- Выпиши слово. Поставь ударение. Выдели корень. В корне подчеркни безударную гласную. Подбери проверочное слово и напиши рядом.
- Например: сады – сад, волна – волны, червивый – червь.
10. Безударная гласная в корне, непроверяемая ударением:
Словарное слово:
- Напиши слово три раза. Запомни, как пишется. Поставь ударение, подчеркни гласную. Запиши два однокоренных слова.
- Например: ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный.
Корни с чередованием:
- Напиши слово, выдели корень и объясни условие постановки орфограммы. Приведи пример с такой орфограммой.
- Например: росток (искл), расТи, вырос
11. Парные звонкие и глухие согласные.
- Напиши слово, в котором допущена ошибка, правильно. Подбери проверочное слово и напиши рядом. Подчеркни буквы.
- Например: мороз – морозы, ягодка – ягода.
- Запомни! Согласные на конце и в середине слов пишутся также, как и перед гласной.
12. Большая буква в имени собственном.
- Напиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму.
- Например: Илья, Петров, Мурка, Москва.
- Запомни! Имена, отчества, фамилии людей, названия рек, морей, городов, клички животных пишутся с большой буквы.
13. Разделительный мягкий знак.
- Выпиши слово правильно, запиши два слова на эту орфограмму. Подчеркни мягкий знак, согласную и гласную буквы.
- Например: вьюга, листья, соловьи.
- Запомни! Разделительный мягкий знак пишется после согласных перед гласными буквами е, ё, и, ю, я.
14. Двойные согласные в слове.
- Выпиши слово правильно. Раздели слово для переноса. Запиши ещё два однокоренных слова. Подчеркни двойную согласную.
- Например: группа, груп-па, групповой, подгруппа.
15. Знаки препинания в конце предложения.
- Напиши предложение правильно. Придумай своё или найди в учебнике предложение с таким же знаком препинания и запиши. Подчеркни знак.
- Например: Ты любишь отгадывать загадки? Кто быстрее прочитает скороговорку?
16. Правописание предлога со словом (орфограмма-пробел).
- Из предложения, в котором допущена ошибка, выпиши слово вместе с предлогом. Докажи, что предлог со словом пишется раздельно. Обозначь орфограмму-пробел.
- Например: кберегу, к (какому?) берегу, к (крутому) берегу.
- Запомни! Предлог – это отдельное слово. Не путай приставку с предлогом. У глаголов нет предлогов. Например: Лодка отплыла от берега.
17. Состав слова.
- Выпиши слово. Разбери его по составу. Запиши одно — два однокоренных слова.
- Например: поездка, езда, ездить.
18. Гласные и согласные в приставках.
- Выпиши слово правильно. Выдели в нем приставку. Запиши ещё два слова с этой же приставкой.
- Например: полетели, побежали, потянули, отнёс, отбежал, отлетел.
19. Правописание приставки.
- Выпиши слово. Выдели приставку. Образуй от этого слова однокоренные слова с разными приставками. Выдели в этих словах приставки.
- Например: заехал, уехал, переехал.
20.Разделительный твердый знак.
- Выпиши слово правильно. Напиши ещё два слова с этой орфограммой. Выдели приставку. Подчеркни.
- Например: съезд, объявление, объем.
- Запомни! Разделительный твердый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными буквами е, ё, ю, я.
21. Непроизносимые согласные в корне слова.
- Прочитай слово. Подбери к нему несколько однокоренных слов. Выдели корень. Проверь непроизносимую согласную. Обозначь орфограмму.
- Например: звезда, звёздочка, звёздный, Честь – честный
22. Соединительные гласные в сложных словах ( о, е ).
- Выпиши слово правильно. Выдели корни. Подчеркни гласную. Запиши ещё одно слово на эту орфограмму.
- Например: водовоз, самолёт.
23. Предлог с местоимением (орфограмма-пробел).
- Выпишите из предложения местоимения с предлогом.
- Запишите ещё два примера на эту орфограмму.
- Например: у_ нас, ко_ мне, с_ тобой.
- Запомни! Предлоги с местоимениями (как и с именами существительными) пишутся отдельно.
24. Безударные гласные в родовых окончаниях имён прилагательных, причастий.
- Выпишите из предложения существительное. Задай от него вопрос к прилагательному. Запомни вопрос и прилагательное. Обозначь орфограмму.
- Например: в доме (каком?) новом.
- Запомни! У слов-вопросов всегда ударные окончания.
25. Не с частями речи (орфограмма-пробел).
- Выпиши часть речи с не. Запиши ещё два слова на это правило. Подчеркни орфограмму.
- Например: не пришёл, не выучил, не знал.
26. Мягкий знак у глаголов неопределённой формы.
- Задай вопрос к глаголу. Запиши вопрос и глагол. Обозначь орфограмму. Запиши ещё два слова на это правило.
- Например: (что делать?) шить, замечать, гулять.
27. Разбор предложения.
- Выпиши предложение. Подчеркните главные члены. Обозначь части речи. В скобках напиши полный разбор по схеме ЦИОВО). Выпиши слова парами с вопросами.
- Например: Седые туманы плывут к облакам.
- Туманы (какие?) седые; плывут (куда? к чему?)к облакам.
28. Однородные члены предложения.
- Выпишите предложение. Обозначь однородные члены и слово. От которого они зависят. Вспомни, что ты знаешь о знаках препинания и союзах между однородными членами. Выполни схему предложения.
- Например: Сильный ветер сорвал листья с деревьев, разметал их по дороге. ( ________ _________, __________)
- Сильный ветер сорвал листья с деревьев и разметал их по дороге. ( _______ ______ и ______ )