Задание №6. Анализ содержания текста

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста?

Укажите номера ответов.

1) События, описанные в тексте, происходили на Неве.

2) Командир батареи понимал, что случайными жертвами обстрелов становятся мирные люди.

3) Лодка была обстреляна вражеской артиллерией.

4) Матвей Капитоныч – это сын погибшего перевозчика.

5) Мальчику-гребцу во время обстрела хотелось бросить вёсла и спрятаться, и это все хорошо понимали.

Ответ: _______________.

Текст для анализа

ПОКАЗАТЬ ТЕКСТ

Алгоритм выполнения

1. Внимательно прочитайте  текст в первый раз (вид чтения – изучающее; о видах чтения читайте ниже), выделите непонятные слова. При необходимости воспользуйтесь толковым словарем (его можно использовать на ОГЭ по русскому языку).
2. Каждый вариант ответа необходимо сверить с текстом. Для этого можно использовать такой вид чтения, как сканирование и поисковое чтение.
3. Находим необходимый отрезок текста и сверяем информацию, данную в варианте ответа с информацией текста. При проверке информации обратите внимание на приемы и средства выразительности, которые использует автор(его герои) в тексте, (ирония, сарказм, гипербола, метафора), подтекст и др. Они могут существенно влиять на восприятие. Например, ирония – употребление слов в противоположном смысле с целью насмешки. Если будете понимать все буквально, то не сможете правильно понять информацию, которую доносит персонаж (об этом читайте ниже
4. Особенно тщательно проверяйте фактическую информацию (названия, цифры и т.д.), ее могут специально искажать, чтобы запутать.

Теория для задания 6 ОГЭ по русскому языку.

Для того чтобы выполнить задание 6, необходимо в полной мере владеть разными видами чтения и уметь подбирать вид в соответствии с целью.
Чтение —  вид речевой деятельности, в результате которой мы получаем необходимую информацию, эмоции.
Чтобы правильно выбирать стратегию чтения, важно понять мотив чтения. Он может быть разным: для получения информации, для общего развития, для отдыха, развлечения, наслаждения.
В нашем случае мотивом является – получение информации.

ВИДЫ ЧТЕНИЯ

  • Просмотровое чтение. Используется для составления общего впечатления  от текста, как правило при таком чтении просматривается титульный лист, оглавление, отдельные абзацы и предложения.  При помощи просмотрового чтения читающий решает, нужен ли ему текст для подробного изучения.
  • Ознакомительное (выборочное) чтение. Текст читается целиком, но быстро. При помощи ознакомительного чтения читатель получает общее представление о проблематике текста. Воспринимается основная информация, детали опускаются. Ознакомительное чтение часто используют для выработки собственной позиции по теме/проблеме.
  • Сканирование – быстрыйпросмотр текста для поиска нужного факта, слова, имени.
  • Поисковое чтение.  Цель поискового чтения — обнаружение какой-либо информации. При обнаружении необходимой информации чтение прекращается.
  • Изучающее чтение позволяет читателю наиболее полно понять информацию, содержащуююся в тексте. Текст читается внимательно, медленно, целиком, часто сопровождается перечитыванием отдельных отрезков. Изучающее чтение направлено на усвоение главной мысли, логики изложения, требует вникания в детали. Часто целью такого чтение — запоминание информации и ее дальнейшее использование.
  • Быстрое чтение характеризуется высокой скоростью и высоким качеством усвоения прочитанного.

Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ, как правило, художественные.

Как правильно понять содержание художественного текста? Необходимо учитывать приемы и средства, которые может использовать автор.

На что обратить внимание:

Ирония, сарказм (злая ирония) – насмешка, которая часто строится на употреблении слов в противоположном смысле. Почему важно уметь распознавать иронию? Ответ прост: если вы будете понимать все сказанное героями буквально, то просто не поймете смысл, который вкладывают герои в слова. 

Примеры иронии:

«Забил снаряд я в пушку туго 
И думал: угощу я друга 
Постой-ка, брат мусью!» (Конечно, никаких друзей никто не собирался угощать)

(«Бородино» М.Ю. Лермонтов)

 «Какая у тебя чистота везде: пыли-то, грязи-то, Боже мой!»
(Под «чистотой» подразумевается грязь)

(Илья Ильич — Захару в романе «Обломов» Гончарова, ч. I, глава 1).

Примеры сарказма:

«Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит! Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет…»
(Чацкий не хвалит Молчалина, он его высмеивает)

(Чацкий в комедии «Горе от ума» Грибоедова, д. 3). 

«И всю ночь напролет жду гостей дорогих. Шевеля кандалами цепочек дверных»
(Герой не ждет гостей, это сарказм)

(«Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» Мандельштам). 

Подтекст — внутренний, скрытый смысл текста. Важно улавливать не только общий смысл, но и скрытый.

«Ваш шпиц, прелестный шпиц», — обращается Молчалин к Хлестовой. «Мой муж — прелестный муж», — только что говорила Наталья Дмитриевна Горич.

(Синтаксическим параллелизмом этих фраз и повторением слова «прелестный» вводится вполне определенный подтекст: мужья московских дам занимают положение комнатных собачек)

Горький. «Пепел. А я вот — не боюсь… 
Наташа. Как же!… Храбрость… 
Бубнов (свистнув). А нитки-то гнилые… 
Пепел. Право не боюсь! Хоть сейчас — смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру — не охну! … 

Бубнов (протяжно). А ниточки-то гнилые…» 

(«На дне», д. 1).

Подтекст этой сцены в пьесе говорит о том, что под «ниточками гнилыми» подразумевается внутренняя слабость ночлежников, неспособность их подняться со «дна».

Гипербола (чрезмерное преувеличение), литота (чрезмерное преуменьшение). Важно различать, когда герои преувеличивают или преуменьшают и не воспринимать сказанное буквально.

Просторечия, жаргонизмы, диалектизмы могут многое «рассказать» о персонаже. Например, просторечие свойственно героям с низким уровнем образования, культуры, воспитания. Даже если персонаж это скрывает, речь «выдает» его. 

«Арихметике учит его, батюшка, один отставной сержант, Цыфиркин» (Простакова в комедии «Недоросль» Фонивизина д. I).
«Господа енаралы.» (Пугачев в повести «Капитанская дочка» Пушкина)

«Подай бумагу, и тогда всякое средствие будет исполнено...» 

(слова исправника в письме старосты в романе «Обломов» Гончарова ч. 1, глава 2). 

«Такой уж он Езоп, — сказал он между прочим, — всюду протестовал себя дурным человеком; поживет и с глупостью отойдет» 

(«Отцы и дети» Тургенева, глава 5).

Эзопов язык — вынужденное иносказание, используемое для того, чтобы не нарушать цензурных, этический и политических норм, существующих в обществе. В эзоповом языке часто используются другие тропы — ирония, перифраз, эвфемизм (замена неприличных или неуместных слов и выражений на более нейтральные), метафора, и т. д.

Салтыков-Щедрин. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик… И был тот помещик глупый, читал газету «Весть»…» («Дикий помещик»). Цензура могла не пропустить прямого указания на Россию, поэтому сатирик, пользуясь эзоповым языком, поясняет читателям, о каком именно «царстве-государстве» идет речь: упоминает русскую консервативную газету 1860-х годов.

Тропы (метафоры, эпитеты и т.д.). Тропы также нельзя понимать буквально.

Спасибо полезную и интересную информацию ресурсу: https://rustutors.ru/oge/teoryoge/1993-analiz-soderzhanija-teksta-zadanie-6-ogje-po-russkomu-jazyku-2020.html