Орфография: безударная гласная в корне слова, корни с чередованием, правописание безударной гласной в корне слова, все формы спряжения глаголов и склонения существительных, суффиксы прилагательных (в том числе НН и Н).
Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е. Подавляющее большинство русских существительных – это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения – это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных
К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я в начальной форме. Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция – окончание [а].
Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о, е в начальной форме. Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание – окончание [э], гений , Алексей .
К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме. Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.
Начальная форма – это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.
Переходные глаголы с приставками ОБЕЗ- (ОБЕС-) имеют в инфинитиве (н.ф.) и в прошедшем времени суффикс И (обессилить кого-либо), а непереходные глаголы – суффикс Е (обессилЕть самому)
Правописание глагольных суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-)
Суффикс -ыва- (-ива-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю):
опаздывать (опаздываю), настаивать
(настаиваю)
Суффикс -ова- (-ева-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ую (-юю):
беседовать (беседую), заведовать (заведую)
Примечание.
Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вАть (-вАю), имеют перед суффиксом -ва ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одолеть — одолевАть, одолевАю; забить — забивАть, забивАю.
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами
Пунктуация. Здесь важно знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, прямой речи, правило постановки тире между главными членами предложения, выраженными одной частью речи, правописание сложных предложений и т.д. Давайте по ним пробежимся 🙂
определить общее значение; общее значение существительного, например, – предмет, глагола – действие или состояние, прилагательного — признак предмета или его принадлежность и т.д.;
поставить слово в начальную форму; у существительного это именительный падеж единственного числа, у прилагательного – мужской род, единственное число, именительный падеж, у глагола – инфинитив и так далее;
Самостоятельные части речи (отвечают на вопрос, могут быть членом предложения, имеют самостоятельное значение)
Части речи
Грамматические признаки
Вопросы
Имя существительное
Указывает на предмет
Кто, что?
Имя прилагательное
Признак предмета, принадлежность
Какой? Чей?
Имя числительное
Количество, порядок при счете
Сколько, который по счету
Местоимение
Указание на предмет, его признак, количество или свойство, не называя его
Кто, что? Какой, который, чей?
Глагол
Действие предмета, состояние
Что делать? что сделать?
Причастие* (изучается в 6 или 7 классе)
Признак по действию. Есть действие – есть признак
Какой и что делающий, сделающий? Какой и что сделанный?
Деепричастие* (изучается в 6 или 7 классе)
Добавочное действие
Как и что делая? Как и что сделав?
Наречие
Признак действия Признак признака и редко – признак предмета
Где? Куда? Зачем? Откуда? Почему? Когда? Как?
* всегда два вопроса
Служебные части речи: своего самостоятельного значения не имеют, не имеют синтаксической роли.
Служебные
задача
Зона ответственности
союз
Соединение однородных членов и частей сложного предложения
синтаксис
Предлог
Связь между словами
падежи: сущ, мест., числ.
Частица
Образование новых форм слов (наклонение, степени сравнения) Усиление или доп. значение других слов
Оттенки слова, добавление смысла
Морфологические признаки:
Постоянные: перечислить все присущие данной части речи постоянные морфологические признаки; у разных частей речи этот список, естественно, свой, ведь в том числе и по нему мы определяем часть речи; например, у существительного это собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение, у прилагательного – разряд и т.д.;
Непостоянные: охарактеризовать форму, в которой употреблено слово в соответствии с его изменяемыми признаками; то есть определить у существительного число и падеж, у прилагательного – род, число, падеж, форму (полная или краткая); надо помнить, что набор изменяемых признаков, которые мы можем определить у конкретного слова, может меняться; скажем, время глагола возможно определить только у глагола в изъявительном наклонении, глагол в прошедшем времени не имеет лица, зато изменяется по родам и т.д.;
1)разряд: качественное, относительное, притяжательное 2)полное или краткое (у качественных) 3) степень сравнения (у качественных)
1) число 2) род 3) падеж
Имя
числительное
1) простое, составное или сложное 2)количественное или порядковое 3)обозначает целое, дробное число или собирательное (у количественных)
1) падеж 2) род (у порядковых) 3) число (у порядковых)
Местоимение
1) разряд по значению: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное 2) лицо (у личных)
1) падеж 2)число, 3) род (имеют не все местоимения)
Глагол
1) вид 2) спряжение 3) возвратность 4) переходность
1) наклонение: изъявительное, условное, повелительное 2) время (в изъявительном наклонении) 3) лицо (в наст. / буд. времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении) 4) род (в ед. числе прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения) 5) число
Причастие
1)действительное или страдательное 2) время 3)вид 4)возвратность
1) полная или краткая форма (у страдательных) 2) число 3) род 4) падеж
Деепричастие
1)неизменяемость 2)вид 3)возвратность
нет непостоянных
Наречие
1)неизменяемость 2) значение: образа действия, места, времени, условия, цели, меры и степени, причины) 3) степень сравнения
нет непостоянных
Синтаксическая роль:
указать синтаксическую роль (чем является в предложении). Скрыть объявление
Напоминаю, что обращение всегда выделяется запятыми: одной, если обращение стоит в начале или в конце предложения, двумя — если в середине. В нашем случае оно стоит в середине, значит, выделяем с двух сторон.
НЕ забываем объяснить постановку знаков препинания — можно так и написать, что обращение находится в середине предложения, поэтому выделяем запятыми.
Обращение в предложении выделяется так: vvvvvvvvv. Схема может выглядеть следующим образом:
Другие случаи постановки двух запятых: однородные члены предложения:
Кроме того, может встретится сложное предложение, в составе которых простое осложнено однородными членами. В этом случае также рекомендую нарисовать схему. Она может выглядеть так: [-=], и [-= О,О, О]. или в другом виде, в зависимости от предложения и его осложнений.
Предложения имеют грамматическую основу, состоящую из подлежащего и сказуемого или одного из них.
Например: Мороз. Беленькая красавица берёзка. Мне боязно. Стоит над Москвой радуга. (По И. Шмелеву)
Грамматическая основа может включать как оба главных члена предложения, так и один из них — подлежащее или сказуемое.
Звёзды меркнут и гаснут. Ночь. Морозит. (И. Никитин)
По строению грамматической основы простые предложения делятся на двусоставные (с двумя главными членами) и односоставные (с одним главным членом):
Гремят трубы в сенях. Пахнет натертыми полами, мастикой, ёлкой. Вот мороз! (По И. Шмелеву)
Подлежащее и сказуемое
Подлежащее — главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?
Сказуемое — главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет?что с ним происходит? каков он? что он такое? кто он такой? Отговорила роща золотая (С. Есенин).
Задание 8-9. Работа с текстом. Найти основную мысль. Ответить на вопрос
Основная мысль текста — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Понять текст — значит понять его тему и основную мысль.
Сначала вспомним, что такое текст:
Алгоритм определения основной мысли текста
Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.
Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме?
Возможно несколько вариантов:
автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;
в тексте выражено авторское отношение к проблеме;
автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.
Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.
То, о чём или о ком говорится в тексте, — это его тема. Главная мысль текста — это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.