Сегодня мы с вами повторим словосочетание, запишем алгоритм и способы преобразования.
Посмотрим, как выглядит это задание в демоверсии 2020 года:
Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ: _______________.
Для начала вспомним, что такое словосочетание:
И вспомним виды подчинительной связи. Посмотрите, есть ли такая таблица в вашей лекционной тетради. Если нет — нужно записать.
Алгоритм поможет вам отличить вид связи. Повторите этот рисунок в своей тетради, дополните его примерами.
А теперь подсказки, как изменить вид связи:
ПОМНИТЕ!
При преобразовании словосочетания с одним видом связи в словосочетание с другим видом связи главное слово необходимо оставлять без изменения, а зависимое преобразовывать в другую часть речи со сходным (одинаковым) лексическим значением
Например: мамина шуба (согласование) — шуба мамы (управление), лисья нора (согласование) — нора лисы (управление),
Петин карандаш (согласование) — карандаш Пети (управление) смотрела ласково (примыкание) — смотрела с лаской (управление) вечерняя прогулка (согласование) — прогулка вечером (примыкание) временно закрыто (примыкание) — закрыто на время (управление)
Также вспомним о том, что не является словосочетанием:
Подведем итоги урока и посмотрим учебный фильм:
Словосочетание
А теперь упражнения для работы:
Измените словосочетания:
Запишите только ответы.
1. СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
с предлогом:
- бессонная ночь –
- подземный переход –
- алгебраическая задача –
- школьный портфель —
- плюшевый медвежонок —
2. СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
без предлога:
- 1. полковое знамя –
- 2. солнечная энергия –
- 3. лесной запах –
- 4. учительский стол —
- 5. конское ржание —
3. СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
зависимое слово представляет собой неделимое словосочетание:
- 1. двухэтажное здание –
- 2. шестилетний ребёнок –
- 3. белоствольная берёза —
- 4. голубоглазая девочка —
- 5. островерхие ели —
4. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ.
(то есть делаем всё наоборот)
- 1. каша из гречки –
- 2. снаряд для спортсменов –
- 3. тропинка в гору —
- 4. человек без совести —
- 5. вопрос по литературе —
5. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
- 1. жалостно посмотрел –
- 2. смело спрыгнул –
- 3. устало шагал –
- 4. осторожно слез –
- 5. спокойно делал –
6. ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ (делаем наоборот).
- 1. говорил с тревогой –
- 2. ждал с напряжением –
- 3. охранял с заботой –
- 4. глядел со смущением –
- 5. уезжал со спокойствием —
А теперь пройдите тренировочный тест https://forms.gle/jTASpE3p6uxAxz5u6
Обратите внимание, все задания в тесте взяты из открытого сборника ФИПИ, поэтому важно выполнять тест самостоятельно. Ответы будут доступны только после проверки всех работ. На выполнение работы дается всего 1 день (после проведения урока, см. Дневник.ру). Работы, поступившие позже, оцениваются по трехбалльной шкале.
Вынуждена поступить следующим образом, так как участились факты списывания. Надеюсь на ваше понимание.