«Самые любознательные жители страны собрались в одном городе. Они постоянно задают друг другу и всем, кто к ним приезжает вопросы: КТО? ЧТО? КАКОЙ? КАКОВ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ? СКОЛЬКО? Поэтому своему городу они дали самое правильное название – Вопросительный. А вот в городе Относительный вопросов нет».
— О каком свойстве вопросительных и относительных местоимений говорит этот отрывок из нашей лингвистической сказки? А теперь посмотрите на стихотворение ниже:
Как вы думаете, какой разряд местоимений мы сегодня будем изучать? Совершенно верно. Запишите тему нашего урока:
Вопросительно-относительные местоимения
Сравните пары предложений, приведённые ниже. Найдите в них одинаковые местоимения.
В предложениях, стоящих в парах первыми, действительно, использованы вопросительные местоимения. А вот в предложениях, стоящих вторыми, те же слова — это относительные местоимения.
Вопросительные местоимения указывают на предметы, признаки и количество, не известные говорящему. Вопросительные местоимения помогают сформулировать вопрос.
— А кой тебе годик? — «Шестой миновал… / Ну, мёртвая!» — крикнул малюточка басом…
(Н. А. Некрасов)
Местоимения кто и что обычно разграничиваются по отношению к категории одушевлённости, но в контексте могут встречаться противоречия.
— Ну, а сам господин Базаров, собственно, что такое?
(И. С. Тургенев)
Местоимение который используется только в вопросительном предложении, где идёт речь о порядке предметов в числовом ряду, и в обороте: «Который час?». При помощи местоимения чей задаётся вопрос о принадлежности лица или предмета.
Относительные местоимения в основном служат для связи простых предложений в составе сложного.
Согласитесь, что их различать не так уж и сложно! Главное — понять интонацию и увидеть в ней вопрос. Обратите внимание на вопросительные местоимения, которые использовала в своем стихотворении Елена Благинина. Выпишите их.
Относительные местоимения изменяются точно так же, как и вопросительные.
А теперь перепишите упражнение, вставив пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
Обратите на парное употребление вопросительных и относительных местоимений в пословицах русского народа. Подумайте, почему выбран такой прием?
- Кто рано встаёт, тот вдвое живёт.
- Сколько голов — столько и умов.
- Что на уме, то и на языке.
- Какой уход, такой и скот.
- Чей хлеб ешь, того и обычай тешь.
- Каков есть, такова и честь.
- Кто первее, тот правее.
- Что старина, то диво.
- Сколько вор ни ворует, а тюрьмы не минует.
- Чей двор, того и хоромы.
Найдите грамматическую ошибку в пословице. Перепишите ее в соответствии с нормами русского языка.
Синтаксическая роль вопросительно-относительных местоимений
Вопросительные местоимения могут быть разными членами предложения:
- Кто стучится в дверь ко мне С толстой сумкой на ремне… (подлежащее) (С. Я. Маршак).
- Плакала Саша, как лес вырубали, Ей и теперь его жалко до слёз. Сколько тут было кудрявых берёз! (Н. А. Некрасов) (обстоятельство)
- А каков народ? Чья трель раздаётся в весеннем лесу? (определение)
А теперь повторите тему с помощью учебного фильма
Проверьте свои знания с помощью теста https://forms.gle/UCBBTwp9H26sgzzNA
я тут был
на уроке
Была на уроке
Была на уроке
был на уроке
На уроке была:»3
изучила урок
на уроке присутствовал
Была на уроке
была на уроке
была на уроке