Переходность – это свойство глагола управлять существительными, выражающими значение объекта действия, например:
любить (кого? что?) мать, животных, книги, шоколад
http://russkiy-na-5.ru/articles/270
смотреть фильм, журналы, фотографии
читать книгу, доклад, записку, поздравление
есть мороженое, курицу, суп, торт
пить воду, чай, кофе, сок
слова-помощники: (видеть, читать, рвать, звать…)
КОШКУ, ГАЗЕТУ
Запомните: чаще всего данное значение выражено в русском языке существительными в винительном падеже без предлога.
В том случае, если при глаголе есть отрицательная частица не, существительное чаще бывает в родительном падеже.
Кроме того, переходный глагол сочетается с существительным в родительном падеже — при обозначении части чего-то. Например:
Не увидеть части пути
Значение объекта при этом не изменяется. Например:
Не любить (кого? чего?) брата, животных, книг, шоколада.
Если глагол управляет винительным падежом существительного со значением объекта, то этот глагол переходный.
Если после глаголов стоят существительные в других формах, а винительный падеж без предлога невозможен, то глагол непереходный, например: гулять по городу, прыгать в воду, расти около дома, сомневаться в правильности, радоваться удаче и др.
Употребление таких глаголов с существительными в В.п. невозможно, например, по-русски нельзя сказать: гулять город, прыгать воду, расти дом, радоваться удачу.
Внимание:
Важно, что от переходных глаголов образуются формы страдательных причастий.
Упражнение 1. В каждой паре найдите переходный и непереходный глагол. Составьте с этими глаголами предложения.
Чернеть — чернить, белеть — белить, обессилить — обессилеть, синить — синеть, обезлесеть — обезлесить.
Упражнение 2. Перепишите приводимые ниже глаголы, распределяя их на две колонки: в одну переходные, в другую непереходные. Поставьте ударения.
Бежать, сидеть, дарить, шуметь, расти, вредить, обезлюдеть, обнимать, взять, печь, сообщить, стоять, водить, писать, ругать, лежать, проводить, пугать, набирать, шагать, делать, смотреть, любить, греметь, одевать, топить, жечь, стучать.
Чтобы лучше понять тему, обязательно запишите термины в лекционную тетрадь и посмотрите видеоурок:
<=переходность
А теперь проверьте свои знания, пройдите тест: https://forms.gle/raK8KVhAqw8HxVic8
Благодарю чудесного автора Татьяну Рик за замечательные подсказки. Рисунки из книги «Здравствуй, дядюшка Глагол»
Была на уроке
на уроке
бы на уроке
Была на уроке
Урок изучила
урок изучил
была на уроке