Продолжаем наши занятия. Сегодня мы повторим части речи.
У каждой самостоятельной части речи есть три параметра, которые характеризуют свойства, характерные именно этой части речи. Условно назовем их «китами», на которых держится классификация.
Итак, каждую часть речи мы можем охарактеризовать по группам признаков:
- Грамматическое значение
- Морфологические признаки
- Синтаксическая роль
Рассмотрим каждую из них подробно
Грамматическое значение:
Найти грамматическое значение, это значит определить общее значение. Так, общее значение существительного, например, – предмет, глагола – действие или состояние, прилагательного – признак предмета или его принадлежность и т.д.;
Далее следует поставить слово в начальную форму; у существительного это именительный падеж единственного числа, у прилагательного – мужской род, единственное число, именительный падеж, у глагола – инфинитив и так далее..
Морфологические признаки:
Постоянные: перечислить все присущие данной части речи постоянные морфологические признаки; у разных частей речи этот список, естественно, свой, ведь в том числе и по нему мы определяем часть речи; например, у существительного это собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение, у прилагательного – разряд и т.д.;
Непостоянные: охарактеризовать форму, в которой употреблено слово в соответствии с его изменяемыми признаками; то есть определить у существительного число и падеж, у прилагательного – род, число, падеж, форму (полная или краткая); надо помнить, что набор изменяемых признаков, которые мы можем определить у конкретного слова, может меняться; скажем, время глагола возможно определить только у глагола в изъявительном наклонении, глагол в прошедшем времени не имеет лица, зато изменяется по родам и т.д.;
Части речи | Постоянные признаки | Непостоянные признаки |
Имя существительное. Кто, что? Г.З. – предмет | 1) одушевлённое – неодушевлённое 2) собственное – нарицательное 3) род 4) склонение | 1) число 2) падеж |
Имя прилагательное Признак предмета. Какой? чей? | 1)разряд: качественное, относительное, притяжательное 2)полное или краткое (у качественных) 3) степень сравнения (у качественных) | 1) число 2) род 3) падеж |
Имя числительное Количество, порядок при счете. Сколько? Который? | 1) простое, составное или сложное 2)количественное или порядковое 3)обозначает целое, дробное число или собирательное (у количественных) | 1) падеж 2) род (у порядковых) 3) число (у порядковых) |
Местоимение указание на предмет, признак, не называя его. Кто, что ? Какой, который? | 1) разряд по значению: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное 2) лицо (у личных) | 1) падеж 2)число, 3) род (имеют не все местоимения) |
Глагол . Действие предмета. Что делать? что сделать? | 1) вид 2) спряжение 3) возвратность 4) переходность | 1) наклонение: изъявительное, условное, повелительное 2) время (в изъявительном наклонении) 3) лицо (в наст. / буд. времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении) 4) род (в ед. числе прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения) 5) число |
Причастие Признак по действию. Есть действие – есть признак. какой? что делающий? | 1)действительное или страдательное 2) время 3)вид 4)возвратность | 1) полная или краткая форма (у страдательных) 2) число 3) род 4) падеж |
Деепричастие Добавочное действие. Как, что делая? | 1)неизменяемость 2)вид 3)возвратность | нет непостоянных |
Наречие. признак признака, признак действия, признак предмета. Как? Куда? Зачем? Когда? Откуда? Почему? | 1)неизменяемость 2) значение: образа действия, места, времени, условия, цели, меры и степени, причины) 3) степень сравнения | нет непостоянных |
Синтаксическая роль:
указать синтаксическую роль (чем является в предложении). Скрыть объявление
Член предложения | Вопросы | Чем выражено чаще всего | Что обозначает | Пример предложения |
ПОДЛЕЖАЩЕЕ (подчеркивается одной чертой) | Кто? Что? | Существительное местоимение числительное | то, о чем говорится в предложении | Льёт дождь. Он скоро пройдёт. |
СКАЗУЕМОЕ (подчеркивается двумя чертами) | Что делает? Что делал? Что сделает? Что будет делать? | Глагол, прилагательными (краткими и полными), причастиями, числительными, наречиями, существительными | что говорится о главном в предложении? | Улетают птицы. Ученики читают и пишут. |
ДОПОЛНЕНИЕ (подчеркивается прерывистой линией) | Вопросы косвенных падежей: кого? чего?; Кому? Чему? Кого? Кем? Чем? О ком? О чем? | Существительное, местоимение, числительное | уточнение, предмет | Летом я жил у бабушки. Она пекла пироги с малиной. |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ (подчеркивается волнистой линией) | Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё? | Прилагательное, причастие, местоимение | Признаки, качество, свойство предмета | Зеленеют молодые сосны и ели. За кустом мелькнул лисий хвост. |
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (подчеркивается точкой/тире) | Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Каким образом? Не смотря на что? | Наречие, существительное | Место, время, причину, цель, образ действия, условие, уступки | Утром дети шли по лугу. Человек сидел неподвижно. |
Задание: выполнить морфологический разбор 3х самостоятельных частей речи из предложения, номер которого соответствует вашему порядковому номеру в электронном журнале. Пришлите работу мне, заполнив электронную форму: https://forms.gle/E6Gfn7wk5WZfFR5QA
Отметим присутствие на уроке: в комментариях отметьтесь те, кто посетил этот урок. Также напишите, если выполнили все задания. Спасибо!
Ребята, вынесли тему из повторения самостоятельным уроком. Пожалуйста, сохраните эти таблички. Они помогут вам быстро справляться с морфологическим разбором практически любой части речи. Жду ответы только в формате теста. Ничего подкреплять не нужно.
ЗДЕСЬ БЫЛ ВАСЯ
Я был тут
я был на уроке
тест решил
здесь был qwaszxz
я на уроке
Я тут
здравствуйте я тут
Первов Михаил 842 присутствовал
Был на уроке
Я был здесь
Был на уроке?
Был на уроке
Был на уроке
Я был тут
присутствовал на уроке
на уроке
Я был
Был на уроке
был