Сегодня вспоминаем морфологию. Помним нашу сказку о трех китах? если нет, то напомню. Итак. Каждая самостоятельная часть речи базируется на трех основаниях:
Как сделать морфологический разбор слова?
Морфологический разбор слова выполняется по определенной схеме, призванной упомянуть все черты, присущие конкретной части речи и отличающие ее от других.
определить общее значение; общее значение существительного, например, – предмет, глагола – действие или состояние и т.д.;
поставить слово в начальную форму; у существительного это именительный падеж единственного числа, у прилагательного – мужской род, единственное число, именительный падеж, у глагола – инфинитив и так далее;
Морфологические признаки:
Постоянные: перечислить все присущие данной части речи постоянные морфологические признаки; у разных частей речи этот список, естественно, свой, ведь в том числе и по нему мы определяем часть речи; например, у существительного это собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение, у прилагательного – разряд и т.д.;
Непостоянные: охарактеризовать форму, в которой употреблено слово в соответствии с его изменяемыми признаками; то есть определить у существительного число и падеж, у прилагательного – род, число, падеж, форму (полная или краткая); надо помнить, что набор изменяемых признаков, которые мы можем определить у конкретного слова, может меняться; скажем, время глагола возможно определить только у глагола в изъявительном наклонении, глагол в прошедшем времени не имеет лица, зато изменяется по родам и т.д.;
Синтаксическая роль:
указать синтаксическую роль (чем является в предложении). Скрыть объявление
А теперь маленькое упражнение: выбери 4 самостоятельные части речи из стихотворения «Бородино» и выполни морфологический разбор каждого слова.
Сделали? Тогда смело приступаем к работе над новым материалом.
Часть 2. Возвратное местоимение
Обратимся к учебнику. Стр. 75. Внимательно прочитайте информацию и кратко перепишете в лекционную тетрадь.
Выполните упражнение 566 в лекционную тетрадь.
Обратите внимание на информацию на полях учебника (стр. 75).
Ответьте на вопросы:
Что интересного вы узнали из истории языка?
Что уникального в местоимении СЕБЯ?
И еще один вопрос со звездочкой. Для самых эрудированных и начитанных.
Где мы встречаемся с краткой формой МЯ и ТЯ? Подсказка будет ниже (под ссылкой ПОКАЗАТЬ ТЕКСТ).
в древности были полная и краткая формы личного местоимения.Была также краткая форма местоимения себя-то есть СЯ.Она осталась и стала употребляться как возвратная частица,например:собирать СЯ,но потом потеряла самостоятельность и стала частью слова.А также с формой МЯ и ТЯ мы встретимся в молитвах старославянского языка.
Я узнала что раньше личные местоимения имели и краткую форму «МЯ» «ТЯ». так же была краткая форма себя -«ся», теперь эта частица которая прибавляется к глаголу что бы показать возвратность. местоимение себя может относится к я, он, она.
С краткой формой МЯ и ТЯ мы встречаемся в молитвах на старославянском языке.
.
в древности были полная и краткая формы личного местоимения.Была также краткая форма местоимения себя-то есть СЯ.Она осталась и стала употребляться как возвратная частица,например:собирать СЯ,но потом потеряла самостоятельность и стала частью слова.А также с формой МЯ и ТЯ мы встретимся в молитвах старославянского языка.
Урок был очень интересный,спасибо!
Я узнала что раньше личные местоимения имели и краткую форму «МЯ» «ТЯ». так же была краткая форма себя -«ся», теперь эта частица которая прибавляется к глаголу что бы показать возвратность. местоимение себя может относится к я, он, она.
я не буду ничего писать ведь тут все написано.
Была на уроке Катя П.
БЫл на роке
Был на уроке
Миша, немного заблудился. Ты пришел на урок к шестиклашкам, но мы очень тебе рады. Заходи еще 🙂
Я узнала, что раньше была краткая форма «МЯ» и «ТЯ». И они встречаются в молитвах.
был на уроке
Мя и Ся часто использовались в молитвах, а так же в старо славянском языке
была на уроке
Была на уроке
Я тут есть