Сегодня продолжаем подготовку к АКР. Вспомним, что такое текст:
Основная мысль текста – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Понять текст – значит понять его тему и основную мысль.
Алгоритм определения основной мысли текста
- Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.
- Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
- Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:
- автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;
- в тексте выражено авторское отношение к проблеме;
- автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.
Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.
То, о чём или о ком говорится в тексте, – это его тема. Главная мысль текста – это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.
Повторите еще раз, что такое текст, с помощью видеоуроков:
Текст и его признаки
Тема и основная мысль текста
Как определить микротему?
Микротема — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца. Как ее выделить?
Микротема находится в каждый части абзаца и условно отражает то, что на данный момент является известным.
Если тема текста – это ядро высказывания, его основа, то микротема является ее частью. Чтобы ее определить, следует прочесть текст. Внимательно определить главную мысль абзаца.
То, о чем автор рассказывает в данном абзаце, и будет микротемой.
Как сформулировать микротему? Задайте вопрос к данному тексту и ответить на вопрос кратко!
Задание для работы:
Инструкция по выполнению: задание выполняется в тетради и высылается с помощью ГУГЛФОРМЫ. ссылка: https://forms.gle/hx8c3AVS928Rhde26
Задания, отправленные на почту, не проверяются. Форма оценивания этого вида работы зачет (работа сдана) / незачет (работа не сдана).
Задание 1. Определите и запишите основную мысль текста.
(1) Жизнь состоит из борьбы и разрешения разного рода противоречий. (2)Полосы удач и неудач, счастья и бед распределяются в ней чересполосно. (3)Поэтому видеть ее нужно как черно-белую зебру, а не как светленького пони или угольно-черного жеребца. (4)Тот, кто это знает, относится спокойно к чередованию удач и неудач, понимая, что это естественное течение человеческой жизни, и не впадает в панику при малейшей беде или неудаче. (5)От подобного понимания жизни зависит многое. (6)Для одного плохие обстоятельства — это повод для самоизоляции, для грусти и отчаяния, для другого — стремление превзойти, одолеть несчастья. (7)И например, из одного хилого мальчика может вырасти слабый, завистливый старичок, а из другого — Александр Васильевич Суворов.
(8)Скажу тебе больше, и это, может быть, покажется тебе удивительным: сама природа запрограммировала нас так, что мы должны постоянно преодолевать трудности! (9)Нет трудностей, наступает деградация личности. (10)Как должны, обязаны непрерывно тренировать мы свою мускулатуру или внутренние органы, иначе они зачахнут от дисфункции, так должны мы непрестанно тренировать и свою волю преодолением трудностей, перегрузками и постановкой все более сложных задач, так непрерывно должны тренировать себя преодолением черных полос, с щедростью, в избытке предлагаемых нам жизнью-зеброй.
(11)Если нет будней, мы перестаем понимать, что такое праздники. (12)Если нет неприятностей, мы отучаемся понимать, что такое приятное.
(13)Я ни в коей мере не призываю тебя искусственно создавать трудные обстоятельства, их будет достаточно и без того, нет, я просто хочу внушить тебе, что наличие трудностей — дело естественное, и, напротив, если их длительное время почему-то нет, то ты должен этим всерьез обеспокоиться. (14)Легко жить нельзя!
(по Ю. Андрееву, 248 слов)
Задание 2
Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.
Задание 3
Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «впадать в панику» из предложения 4. Запишите ответ.
Задание 4
В предложениях 7−8 найдите слово с лексическим значением «запланировала, настроила на определённый план действий». Выпишите это слово.
Дополнительное задание для самоподготовки к АКР (выполняется по желанию)
Задание 5
Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
- 1) Жизнь состоит
- 2) Состоит из противоречий
- 3) Угольно-чёрного жеребца
- 4) Преодолевать постоянно
Задание 5
Из предложения 2 выпишите грамматическую основу.
Задание 6
Определите тип односоставного предложения под номером 14. Запишите ответ.
Задание 7
Среди предложений 11−13 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите к нему синоним, запишите этот синоним.
Задание 8
Среди предложений 10−11 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 9
Среди предложений 3−5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 10
Среди предложений 7-9 найдите сложное предложение, в составе которого есть предложение, соответствующее данной схеме:[сказуемое определение, определение подлежащее]. Выпишите номер этого предложения.