Добрый день. Самое время заняться русским языком! Пожалуй, начнем с разминки. Для того, чтобы преодолеть первое испытание, вам нужно вспомнить о том, что такое Обособленное определение. Это поможет нам подготовиться к Заданию № 3. Пунктуационный анализ.
Часть 1. Разминка. Повторим обособления.
Если вы забыли, что это такое, посмотрите учебный фильм:
ПОКАЗАТЬ ТЕКСТРазминочный тест по этой теме вы сможете пройти по этой ссылке: https://forms.gle/H5U1PAhnxri7GzRx9 . Обратите внимание, если вы поняли, что забыли эту тему, советую вам вернуться к уроку 8-го класса «Обособленные определения» и повторить теорию.
А теперь приступим к анализу Сложноподчиненного предложения. Что мы должны помнить?
Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
СПП — это сложное предложение, состоящее из главного и зависимого (придаточного) предложения, связанных подчинительными союзами (что, когда, если, хотя, потому что, чтобы и т.д.).
В СПП от главного предложения задается вопрос в придаточному.
В СПП может быть 1 или несколько придаточных частей.
Придаточная часть может находиться
- Перед главной частью: (…),[…].
(Когда взошло солнце), мне стало радостно. (ставится 1 запятая между двумя частями)
- После главной части: […],(…).
Я пошел домой, (когда начался дождь). (ставится 1 запятая между двумя частями)
- В главной части (разрывать ее): […,(…),…].
Книга, (которую подарил мне друг), оказалась очень интересной. (придаточная выделяется с обеих сторон 2 запятыми)
Если в СПП несколько придаточных, то между ними могут быть следующие связи:
- Последовательное подчинение:
Я знаю, что ты очень любишь дом, который принадлежал твоей бабушке. (запятой отделяется каждая часть СПП)
- Параллельное подчинение:
Когда наступил вечер, стало так холодно, что я не смог больше оставаться на улице.(запятой отделяется каждая часть СПП)
- Однородное подчинение:
Я знаю, что на улице светит солнце, поют птицы. (запятая ставится между однородными придаточными, не соединенными союзами)
Я знаю, что на улице светит солнце и поют птицы. (между однородными придаточными, соединенными союзами И, ИЛИ, либо, да=И не ставится запятая)
Как разбирать СПП?
Порядок разбора (запись в лекционную тетрадь)
1. Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное).
2. Определить тип предложения по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное).
3. Найти грамматические основы в предложении и доказать, что оно сложное.
4. Определить средства связи простых предложений в составе сложных (союзы, союзные слова, интонация) и установить тип данного сложного предложения (сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное, предложение с разными видами связи).
5. Если предложение сложносочиненное, то охарактеризовать смысловые отношения между составляющими его простыми; указать средства связи между простыми предложениями.
Если предложение сложноподчиненное, то назвать главное и придаточное; указать средства связи между простыми предложениями и вид придаточного.
Если предложение бессоюзное, то определить смысловые отношения между составляющими его простыми.
Если предложение с разными видами связи, то выделить смысловые части. Каждую часть разобрать как соответствующее простое или сложное предложение.
6. Составить схему предложения и объяснить постановку знаков препинания.
Образцы разбора:
ПОКАЗАТЬ ТЕКСТВыполните задание в тетрадь для практических работ:
Спишите, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы. Составьте схемы сложных предложений. Определите их вид.
Повторите тему с помощью видеоурока:
Задание урока: https://forms.gle/eFxGALAqAMTJsnNB7
Перекличка: в комментариях прошу отметиться всех, кто посетил этот урок и выполнил задания.
Прошел
Прошел
Прошёл
прошел
Готово
прошла
сделано
готово 🙂