Задание №5 представляет собой орфографический анализ. он выглядит так:
Орфографический анализ
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
1) РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
2) РЕШЕНА (задача) — в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной форме этого прилагательного.
3) ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
4) (устал от) НЕУДАЧ — в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
5) (объяснялся) ПО-НЕМЕЦКИ — наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.
https://rus-oge.sdamgia.ru/test?theme=132
Для того, чтобы правильно его выполнить, нужно знать правила орфографии. На этой странице вы сможете вспомнить самые важные из них.
Орфограммы распределены в соответствии со спецификацией к ОГЭ-202. Страница постоянно обновляется.
Алгоритм выполнения задания 5 ОГЭ
Обратите внимание на то, что в словах нет пропущенных орфограмм. Это значит, что важно предварительно разобрать слово по составу и/или определить часть речи.
Определяем часть речи каждого слова и делим слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания)
Внимательно читаем правило, данное после слова.
Если написание зависит от части слова (например, гласные в корне, правописание приставок, то соотносим написанное правило с необходимой частью данного слова).
Если написание слова зависит от части речи, то вспоминаем общее правило для необходимой части речи, соотносим с правилом, данным в задании.
Внимательно читайтеформулировку задания иобъяснение написания каждого слова. Иногда ошибка кроется в том, что слово отнесено не к той части речи или же, к примеру, не к тому склонению, следовательно и само правило не может работать.
6.1 Орфограмма
6.2 Употребление гласных букв И/Ы, А/Я, У/Ю после шипящих и Ц
Суффикс -ыва- (-ива-)
пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю):
опаздывать (опаздываю), настаивать
(настаиваю)
Суффикс -ова-
(-ева-) пишется, если в настоящем времени
глагол оканчивается на -ую (-юю):
беседовать (беседую), заведовать (заведую)
Примечание.
Глаголы,
оканчивающиеся на ударяемые -вАть (-вАю), имеют перед суффиксом -ва ту
же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одолеть —
одолевАть, одолевАю; забить — забивАть, забивАю.
Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е. Подавляющее большинство русских существительных – это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения – это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных
К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я в начальной форме. Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция – окончание [а].
Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о, е в начальной форме. Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание – окончание [э], гений , Алексей .
К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме. Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.
Начальная форма – это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.
Переходные глаголы с приставками ОБЕЗ- (ОБЕС-) имеют в инфинитиве (н.ф.) и в прошедшем времени суффикс И (обессилить кого-либо), а непереходные глаголы – суффикс Е (обессилЕть самому)
Обратите внимание на то, что в словах нет пропущенных орфограмм. Это значит, что важно предварительно разобрать слово по составу и/или определить часть речи.
Определяем часть речи каждого слова и делим слова на морфемы (приставки, корни, суффиксы, окончания)
Внимательно читаем правило, данное после слова.
Если написание зависит от части слова (например, гласные в корне, правописание приставок, то соотносим написанное правило с необходимой частью данного слова).
Если написание слова зависит от части речи, то вспоминаем общее правило для необходимой части речи, соотносим с правилом, данным в задании.
Внимательно читайтеформулировку задания иобъяснение написания каждого слова. Иногда ошибка кроется в том, что слово отнесено не к той части речи или же, к примеру, не к тому склонению, следовательно и само правило не может работать.
Приложение
Обратите внимание! Для выполнения правильного орфографического анализа необходимо понимание частей речи и их особенностей.
1)разряд: качественное, относительное, притяжательное 2)полное или краткое (у качественных) 3) степень сравнения (у качественных)
1) число 2) род 3) падеж
Имя числительное Количество, порядок при счете. Сколько? Который?
1) простое, составное или сложное 2)количественное или порядковое 3)обозначает целое, дробное число или собирательное (у количественных)
1) падеж 2) род (у порядковых) 3) число (у порядковых)
Местоимение указание на предмет, признак, не называя его. Кто, что ? Какой, который?
1) разряд по значению: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное 2) лицо (у личных)
1) падеж 2)число, 3) род (имеют не все местоимения)
Глагол . Действие предмета. Что делать? что сделать?
1) вид 2) спряжение 3) возвратность 4) переходность
1) наклонение: изъявительное, условное, повелительное 2) время (в изъявительном наклонении) 3) лицо (в наст. / буд. времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении) 4) род (в ед. числе прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения) 5) число
Причастие Признак по действию. Есть действие – есть признак. какой? что делающий?
1)действительное или страдательное 2) время 3)вид 4)возвратность
1) полная или краткая форма (у страдательных) 2) число 3) род 4) падеж
два варианта алгоритма на одну и ту же тему… даже и не знаю, какой понятнее. Что скажете? какой слайд оставим? Первый или второй? пишите в комментариях 🙂