На этой странице вы найдете все то, что должно быть в вашей тетради по литературе за первую четверть.
Повторение. Роды и жанры
Эпос
Повествование о событиях, изображение внешнего мира.
Основной признак – событийность, сюжетность. Пространственных и временных рамок нет. Возможно любое количество персонажей. Повествование стремится к объективности.
ПОКАЗАТЬ ТЕКСТЛирика
Изображение внутреннего мира личности в смене впечатлений, настроений, ассоциаций.
Основной признак – экспрессивность. Лирика субъективна. Возможно отсутствие событийного сюжета.
ПОКАЗАТЬ ТЕКСТДрама
Изображение человека в конфликтной ситуации.
Конфликт – основа любой пьесы. В драме отсутствует повествователь и описательное изображение. Основа текста – монологи и диалоги персонажей (их количество конечно).
ПОКАЗАТЬ ТЕКСТАвтор в произведении
Фольклорное произведение
Передача из уст в уста
Образ сказителя не выражен. Мы ничего о нем не знаем
Авторское произведение
Работа автора
Автор известен. Биография известна (как правило).
Новое:
Герои произведения
Главный
им автор уделяет большее внимание (акцент), вокруг них выстроено событие
Второстепенный
их отношения с главным героем помогают выстроить сюжет
Все герои индивидуальны, характер каждого из них продуман автором.
Автор:
это человек, который создал героев, придумал сюжет, написал произведение.
Повествование может вестись:
От автора
автор-повествователь
От героя
герой-рассказчик
от нескольких лиц
это позволяет взглянуть на событие с разных сторон
Лирический герой и автор стихотворения — не одно и то же!
Автор стихотворения:
создает, описывает, изображает
Лирический герой
чувствует, размышляет, переживает
Порядок работы с биографическим материалом учебника:
- Прочитай статью
- Составь план статьи.
- Выпиши самое интересное для себя, ключевые моменты жизни
- Подготовься к пересказу.
Теория к поэзии XVIII-XIX веков
Поэтический герой — это не всегда автор, а скорее его поэтическая маска.
Поэтический язык периода — язык традиционных поэтических формул, устойчивых образных выражений с определенным кругом ассоциаций. Формулы принадлежат речи высокой, изысканной.
Мифоним — собственное имя, название вымышленного объекта в мифах, сказках и т.д.
Ода – жанр, воспевающий какое-либо важное историческое событие, лицо, явление.
Элегия – грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своём месте в мире
А.С.Пушкин. Его роль в поэзии:
см. стр. 36:
- Использует поэтическое слово в описаниях быта.
- Слово теряет отвлеченный характер и все больше связано с реальной жизнью.
- Сближает высокий язык с разговорной речью: в пределах одного стихотворения сталкиваются слова с различной стилистической окраской.
Пейзаж
Пейзаж в литературе (от фр. pays — местность, страна) — природная зарисовка или описание любого незамкнутого пространства внешнего мира в художественном произведении.
Функции пейзажа в тексте различны и определяются жанром, стилем, особенностями композиции и смысловой направленностью произведения:
способ выражения эмоций и настроения лирического героя
пояснение сути происходящих событий как часть обстановки.
форма и средство авторского мирооощущения
Теория к разделу «Поэзия»
Язык художественного произведения:
- ТРОПЫ
- Переносное значение (эпитеты, метафоры …)
- Лексические средства выразительности
- Синонимы
- Антонимы
- Фразеологизмы…
- Фигуры речи
- Синтаксис, построение слов
- Звуковые средства выразительности
- фонетика
- Ассонанс, аллитерация, звукоподражание
- Экспрессивно-эмоциональная лексика
- Эмоционально-окрашенная лексика
- Разговорная лексика, оценочная
- Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Тропы (таблица)
Поэтика стихотворения
Понятие стопы, метра и стихотворного размера
СТОПА – это последовательность безударных и одного ударного слога, чередующихся в определённом порядке.
МЕТР– соединение стоп одного вида в стихотворении.
СТИХОТВОРНЫЙ РАЗМЕР — правило чередования безударных и ударных слогов в стихе (последовательность нескольких стоп, одинаковых или различных).
Размеры:
Двусложные
- хорЕй (_U)
- ямб (U_)
трехсложные
- дАктиль (_UU)
- амфибрАхий (U_U)
- анАпест (UU_)
Другие
(…)
Гекзамерт (Гомер)
Рифма:
-созвучие в окончаниях двух или несколько слов в строках
- Перекрестная (АВАВ)
- Парная (ААВВ)
- Колцевая (АВВА)
- (…)
Алгоритм определения стихотворного размера:
- расставить ударение
- определить безударные гласные
- записать полученную схему
- определить размер
Творческие задания:
- Составить словарик мифологических образов ранней лирики Пушкина, проиллюстрируйте стихотворными строчками.