Текст рождается в процессе общения для достижения определённых целей. Текстом можно считать любое речевое произведение (от одного слова до целой книги), которое содержит информацию. При этом оно подчинено единой теме, кому-либо адресовано, имеет авторский замысел (идею, основную мысль текста).
Записываем в тетрадь признаки текста:
Свойства текста:
1. Смысловая цельность и связность.
Признаки текста:
- 1.Наличие темы и основной мысли
- 2.Наличие или возможность заголовка
- 3.Смысловая связь между предложениями
- 4.Определенная последовательность предложений
- 5.Использование языковых средств связи между предложениями
Тема текста – это предмет речи, о чем или о ком говорится в тексте.
Микротема – это узкая тема, нова мысль автора, ее новый поворот. Все микротемы подчинены общей теме и раскрывают ее.
Абзац – самая маленькая смысловая часть письменного тексте.
Заголовок связан с темой текста ( иногда и с темой, и с основной мыслью).
Основная мысль – это ответ на вопрос, поставленный текстом.
Понять текст – значит понять его тему и основную мысль.
Для понимания текста очень важны первое и последнее предложение, ключевые слова.
Ключевые (опорные) слова – это слова, образующие смысловую цепочку текста.
Ключевые слова несут основную информацию текста.
Тезисы — это кратко сформулированная основная мысль, основное положение каждой мысли текста.
Чтобы составить тезисы, необходимо определить:
- сколько частей (микротем) содержится в тексте;
- какая информация каждой части является основной, какая — дополнительной;
- какова главная мысль каждой части.
Каждый тезис отделяется красной строкой.
Алгоритм определения основной мысли текста
- Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.
- Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
- Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:
- автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;
- в тексте выражено авторское отношение к проблеме;
- автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.
Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.
То, о чём или о ком говорится в тексте, – это его тема. Главная мысль текста – это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.
Как составлять простой план
- Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
- Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
- Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
- Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
Принципы составления плана
- Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
- Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
- Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
Помните, что один абзац равен одной микротеме. Постарайтесь озаглавить каждый абзац, и все у вас получится 🙂
Типы планов текста
Ключевые слова*
Ключевые слова в тексте – это слова, которые передают основную мысль текста или текстового отрывка. Ключевые слова помогают лучше понимать и воспринимать текст.
Обычно ключевые слова располагаются автором в заглавии, в начале и конце текста. Часто автор намеренно повторяет ключевое слово для того, чтобы обратить на него внимание читателя.
Чтобы найти ключевое слово, нужно внимательно прочитать текст и выделить основную мысль. Обычно основная мысль выражается словом или словосочетанием, которое мы встречаем в тексте. Так и выделяется ключевое слово.
Примеры ключевых слов:
«Слышал ли ты о песках пустыни? Такие пески встречаются и у нас в Казахстане. Ветер сдувает песчинки с гребней дюн…». В данном тексте ключевым является слово песок, так как именно о нем идет речь.
В произведении В. Г. Короленко «Слепой музыкант» много раз повторяются слова «тихо» и «тишина», а также другие, однокоренные этим, слова. Слово «тишина» на некоторых страницах повести встречается по 3-4 раза. Это слово является ключевым – оно дает понимание характера героя, его образа жизни.
*Подробнее: https://obrazovaka.ru/question/chto-takoe-klyuchevye-slova-v-russkom-yazyke-kak-najti-glavnye-primer-71469