Сочинение. Подсказки к 9.3

Алгоритм работы с текстом 9.3

  1. Внимательно прочитайте текст
  2. Определите тему и идею текста
  3. Что думает автор о том, что пишет; как относится к этому?
  4. Проанализируйте систему образов, выделенных автором в тексте: есть ли в нём образы положительные и отрицательные?
  5. Какие поступки совершают герои?
  6. Каково отношение автора к героям текста (кому он симпатизирует, а кого осуждает?)

Алгоритм работы над сочинением 9.3

  1. Внимательно прочитайте задание
  2. Соотнесите слово (словосочетание) и тему, данные в задании 
  3. Дайте толкование значения приведённого слова (словосочетания) и прокомментируйте своё определение связав это с темой сочинения (тема должна содержать вывод, данный в определении)
  4. Подтвердите свой тезис (определение) двумя аргументами: один из текста, другой из жизненного опыта (можно взять оба аргумента из текста). Запишите номера предложений, взятых в качестве аргументов
  5. Составьте план сочинения, логично выстроив работу
  6. Напишите работу в черновике, проверьте её
  7. Перепишите сочинение в чистовик

Сама же структура сочинения 9.3 выглядит очень просто на самом деле.

Структура сочинения-рассуждения 9.3

  1. 1-й абзац. Тезис.
  2. 2-й абзац. Аргумент 1 + пример + комментарий.
  3. 3-й абзац. Аргумент 2 + пример + комментарий.
  4. 4-й абзац. Заключение (по тезису).

Всего 4 абзаца. Но в них очень много важных тонкостей.

  • Источник: https://ctege.info/sochinenie-oge/struktura-i-plan-kak-pisat-sochinenie-9-3.html
  • Подробный план написания сочинения 9.3

    Часть (абзац)СодержаниеВарианты начала абзацев (словосочетания, предложения)
    1-ый абзацТезис (мысль которую надо раскрыть, доказать)
    Ваша задача: объяснить предложенное понятие.
    1.С риторического вопроса и ответа на него/серии риторических вопросов: поставить 3 вопроса и ответить на них: Что такое смелость? Мне кажется, смелость – это качество, которое характеризуется (проявляется)… (дать определение)Я думаю, что дружба – это отношения между людьми, основанные на уважении, доверии, взаимопонимании, честности. Я считаю, что…Я уверен, что…
    2. С именительного темы: Смелость… Как редкого в современном мире можно встретить по-настоящему смелого человека. Любовь… Пожалуй, это одно из самых сильных чувств. Именно ради любви совершаются смелые поступки.
    3. С лирического размышления на заданную тему: Когда произносишь слово смелость, то в воображении сразу возникает образ средневекового рыцаря, готового совершить подвиг. Или образ отважного солдата, защитника Родина, готового отдать жизнь во имя победы. Что же такое смелость? Мне кажется, смелость – это…
    4. С известного высказывания, цитаты и своего комментария к ней: Что такое сострадание? На этот вопрос очень точно ответил Ф. М. Достоевский: « Сострадание есть величайшая форма человеческого существования». Думаю, человек не должен называться человеком, если он не способен на сочувствие, на добрые поступки.
    Закончить первый абзац необходимо словами: Немало подобных примеров можно найти в русской художественной литературе. Чтобы доказать сказанное, обратимся к русской литературе. Попробую доказать сказанное на конкретных примерах. Для подтверждения своих слов перейду к тексту Ф.И. О. автора. 
    2-ой абзацАргумент (=доказательство, пример) № 1 (из прочитанного текста)
    Ваша задача – показать, что в прочитанном тексте есть герой, проявляющий данное качество или испытывающий данное чувство. Необходимо проанализировать его образ в аспекте этого понятия.
    Во-первых, в тексте Ю. Я. Яковлева…С одной стороны, пример смелости показывает нам в своем тексте Ю.Я. Яковлев.Пример настоящей смелости показан в тексте Ю.Я. Яковлева. Его герой …В тексте Ю. Я. Яковлева рассказывается о смелости, которую проявляет…В тексте Ю.Я. Яковлева говорится о том, что …Ю.Я. Яковлев рассказывает нам о том, как …В нём рассказывается о … 
    3-ий абзацАргумент (=доказательство, пример) № 2 (из жизненного опыта)
    Жизненный опыт – это то, что пережил ты, твои родители, друзья; или то, что с тобой/ними произошло. А также прочитанные когда-то произведения.
    Ваша задача — привести пример с похожей ситуацией и проанализировать его в аспекте данного понятия.
    Во-вторых, в произведении «Кавказский пленник» АЛ. Н. Толстого рассказывается о …С другой стороны, смелость проявляет главный герой произведения «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого.Немало примеров проявления смелости можно найти в современной жизни.Похожий пример мы находим в произведении «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Его герой…О смелом поступке рассказывает нам Л.Н. Толстой в своем произведении «Кавказский пленник». Его герой…Яркий пример смелости (дружбы, добра…) представлен в произведении «Кавказский пленник» Л.Н. Толстого. Главный герой …
    4-ый абзацЗаключение, вывод.Ваша задача – сделать вывод из сказанного.
    Помни! Вступление и заключение должны быть родственны друг другу.
    Заключение – это возвращение к началу, то же самое, но уже другими словами, на другом уровне!
    Таким образом, …Итак, …В заключение хочу сказать, что …Подводя итог сказанному, хочется отметить/повторить, что …Мы убедились, что …





    Источник: https://ctege.info/sochinenie-oge/struktura-i-plan-kak-pisat-sochinenie-9-3.html

    Варианты клише

    Подробнее посмотрите сборник наших клише для 9.3 здесь

    Клише для сочинения 9.3. ОГЭ по русскому языку (на примере «Человечность – это…»)

    Часть (абзац)Клише (типовые схемы словосочетаний и предложений) и примеры
    ТезисНа мой взгляд, человечность — это…(или) По моему мнению, человечность — это… (или) Мне кажется, что человечность — это… (или) Я думаю, что человечность — это… (или) Что такое человечность? Немногие над этим размышляют. Я считаю, что…
    Аргумент 1Обратимся к тексту Б. Васильева, в котором говорится о… (или)В тексте Б.Васильев поднимает проблему… В предложении № … автор говорит о том, что… (или)
    Аргумент 2Свое мнения я могу подтвердить примерами из жизненного опыта… (или) В жизни мы часто наблюдаем… (или) Однажды я был свидетелем события, которое… Как-то раз…
    ЗаключениеИсходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что… (или) Таким образом, можно заключить, что… (или) В заключение я хочу сказать, что…

    Видеоподборка с различными вариантами клише 9.3

    Источник: https://ctege.info/sochinenie-oge/struktura-i-plan-kak-pisat-sochinenie-9-3.html

    Примеры понятий и определений:

    Взаимопонимание это способность людей при общении принимать точку зрения друг друга, учитывать интересы и особенности другой стороны, даже если они противоречат собственным.

    СМЕЛОСТЬ — моральное качество, характеризующее способность человека преодолевать в себе чувство страха, неуверенности в успехе, опасения перед трудностями и неблагоприятными для него
    последствиями.

    БЛАГОДАРНОСТЬ — чувства обязанности, уважения и любви к другому человеку (в частности, выраженные в соответствующих действиях) за оказанное им благодеяние.

    МУЖЕСТВО — моральное качество, характеризующее поведение и моральный облик человека, к-рому присущи смелость, стойкость,
    выдержка, чувство собственного достоинства. Выражается в способности человека действовать решительно в опасной и сложной обстановке.

    САМООЦЕНКА — нравственная оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности.

    ВЗАИМОПОМОЩЬ — отношения между людьми в коллективе, возникающие в условиях общности интересов и целей, когда объединение усилий и одновременно разделение функций предполагают взаимную поддержку индивидуальных усилий каждого. Надежда ожидание блага, осуществления
    желаемого.

    Совесть — способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать несоответствие должному как собственное совершенство.

    ВЫСОКОМЕРИЕ отрицательное моральное качество,
    характеризующее неуважительно-презрительное, надменное отношение к др. людям, связанное с преувеличением своих собственных достоинств

    ОБЩЕНИЕ — одна из форм человеческого взаимодействия, без которой люди не могут нормально жить, обмениваться опытом, трудовыми и бытовыми навыками, не контактируя друг с другом и не влияя друг на друга.

    Страх — негативная эмоция, обусловленная внешней или внутренней угрозой положению человека, его здоровью жизни; ожидание возможного будущего зла, боязнь непредвиденного.

    ГЕРОИЗМ — особая форма человеческого поведения, к-рая в нравственном отношении представляет собой подвиг. Герой берет на себя решение исключительной по своим масштабам и трудностям задачи, возлагает на себя большую меру ответственности и обязанностей, преодолевает в связи с этим особые препятствия.

    Отзывчивость — это способность принимать, понимать и поддерживать человека независимо от его сути, стиля жизни и характера. Отзывчивый человек- это человек, который быстро, легко отзывающийся на чужие нужды, просьбы, всегда готовый помочь другому.

    Счастье — понятие, конкретизирующее высшее благо как завершенное, самоценное, самодостаточное состояние жизни; общепризнанная конечная субъективная цель деятельности человека. Счастье заключается в чувстве удовлетворенности тем, как в целом складывается жизнь.

    ГОРДОСТЬ — чрезвычайно высокая оценка человеком собственных достоинств. Может трактоваться и как добродетель и как порок.

    Память сердца. Обыкновенно принято считать память свойством ума, но самая твердая память есть память сердца. То, что мы сохраняем в сердце, не испаряется, не теряется никогда, оно остается вечно живо. То, что мы любили в прошлом, оставляет неизгладимое впечатление в нашем сердце и уж забыться не может.

    САМОВОСПИТАНИЕ одна из составных частей самоконтроля личности. Состоит в том, что человек целенаправленно развивает в себе способность моральной деятельности, формирует свое нравственное сознание, совершенствует положительные качества и преодолевает отрицательные.

    Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов; дружба всегда считалась одной из основных добродетелей, выражающейся во взаимной привязанности и духовной общности людей.

    Память — способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить сознанье о былом. Философы вслед за поэтом Батюшковым различают «память рассудка» и «память сердца».

    Память сердца – это достигшее глубины души впечатления о том, как мы действительно увидели что-то в мире сами. «Того не приобресть, что сердцем не дано»,- писал другой поэт, Е Баратынский.

    СКУПОСТЬ — моральное качество, характеризующее особое отношение к предмету собственности, когда он рассматривается как сокровище, его сохранение становится самоцелью, ради к-рой приносятся в жертву интересы и потребности человека (свои собственные и др. людей).

    Долг — общественная необходимость, выраженная в нравственных требованиях. Категория Д. тесно связана с др. понятиями, характеризующими моральную деятельность личности, такими, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

    ПОДВИГ — акт героизма, поступок, требующий от человека предельного напряжения воли и сил, связанный с преодолением необычайных трудностей, общественно полезный результат крого превосходит по своим масштабам результаты обычных действий.

    Совесть – способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.

    ДОБРО -одно из наиболее общих понятий морального. Добро является наиболее обобщенной формой разграничения и противопоставления нравственного и безнравственного, имеющего положительное и отрицательное моральное значение.

    Талант — это одаренность, выдающиеся способности человека в какой-то области. Считается, что талант — это только врожденные способности, дар, который нельзя приобрести. На самом деле это не так. От рождения человек обладает только задатками многих талантов, но какие именно он будет развивать свои способности, зависит от его выбора и предпочтений.

    Толпа — скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния. Термин имеет особое значение при исследовании юности. Здесь он обозначает большую, слабо организованную группу, которая может дать подростку ощущение идентичности, основанное на стереотипе группы.

    ДОВЕРИЕ — отношение к действиям др. лица и к нему самому, к-рое основывается на убежденности в его правоте, верности, добросовестности, честности

    ТРАДИЦИЯ — разновидность обычая, отличающаяся усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения. Для Т. характерны: бережное отношение к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследству.

    ТРУСОСТЬ — одно из выражений малодушия; отрицательное моральное качество, характеризующее поведение человека, к-рый оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям, из-за неспособности преодолеть страх.

    Дом — место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования. Свое жильё, а также семья, люди, живущие вместе. Символизирует центр мира, замкнутость и защиту. Домом называется также и все родство человека. Род, фамилия,
    поколения.

    ТЕРПИМОСТЬ — моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям др. людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования без применения крайних мер давления, преимущественно методами разъяснения и воспитания.

    УВАЖЕНИЕ -одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в к-ром практически признается достоинство личности. Предполагает: справедливость, равенство прав, доверие к людям, чуткость, вежливость, деликатность, скромность.

    КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ совокупность форм повседневного поведения
    человека (в труде, в быту, в общении с др. людьми), в к-рых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения.

    СКРОМНОСТЬ — моральное качество, характеризующее личность с т. зр. ее отношения к окружающим и самой себе и проявляющееся в том, что человек не признает за собой никаких исключительных достоинств или особых прав.

    Эгоизм — себялюбие, предпочтение своих, личных интересов интересам других, пренебрежение к интересам общества и окружающих.

    БЛАГОРОДСТВО — моральное качество, характеризующее поступки людей с т. зр. возвышенных мотивов, которыми они продиктованы. Оно включает целый ряд более частных положительных качеств (самоотверженность, верность высоким идеалам, мужество, великодушие и др.).

    ЛЮБОВЬ — интимное и глубокое чувство, устремленное на др. личность, человеческую общность или идею. Л. включает в себя порыв и волю к постоянству. Л. возникает как самое выражение глубин личности; ее нельзя принудительно ни вызвать, ни преодолеть