Эта статья была подготовлена лет 15 назад, когда меня попросили за одно занятие научить рекламщиков писать статья для одного узко-специального издания «Бизнес Консалтинг» (Хабаровск. Если не ошибаюсь, 2004 год). Коллегам она помогла. Надеюсь, поможет и начинающим журналистам 🙂.
Начало работы
- Представьте поставленную задачу. Уточните тему статьи, объем.
- Отчетливо представьте себе читателя. В данном случае это человек, далеко не глупый, пытающийся правильно заниматься своим бизнесом, достаточно образованный и продвинутый. Представьте его интересы и заботы.
- Четко сформулируйте цель Вашей статьи:
- Что Вы хотите сказать,
- Для чего,
- Что даст информация читателю?
- Какое впечатление должно остаться.
- Соберите информацию, которой вы можете воспользоваться. Это может быть:
- Статья из учебника солидного автора (в данном случае выдержки из статьи могут оказаться ценными иллюстрациями к вашей статье, цитатами)
- Информация из других СМИ (в том числе и электронных),
- Результаты исследований,
- Ваш личный опыт…
- Составьте сначала краткий, а затем тезисный планы статьи. За основу тезисного плана можно взять выдержки из отобранного Вами материала.
- Работая над планом статьи, подумайте над рабочим вариантом заголовка. Заголовок – это краткое выражение главной идеи, попытаться сформулировать его – значит еще раз обратить внимание на главную цель статьи.
- Определитесь с жанром статьи.
- Определите язык статьи.
Основные жанры
- Статья. Жанр статьи отличается наибольшей широтой обобщений, глубиной анализа фактов. В подтверждение фактов автор, когда это требуется, приводит примеры…
- Заметка. «Событие, схваченное на лету…» (Что случилось, когда и где…)
- Репортаж. Это рассказ очевидца с места событий. Репортаж показывает, воссоздает картину происшедшего. Наличие живых деталей, художественности..
- Очерк. Художественно-публицистический анализ происшедшего.
- Интервью. Беседа с интересным человеком, достигшим определенных успехов…
Язык и стиль
- От какого лица будет идти статья?
Вы можете смело писать от первого лица (Я) в том случае, если:
- Вы достаточно опытный специалист, у Вас есть определенное положение в кругу коллег.
- Вы пишете свои личные наблюдения, за которые готовы нести ответственность.
- Вы пишете заметку от лица обывателя (читателя журнала).
- Вы отражаете свое личное мнение.
Лучше применять безличные предложения (избегая местоимения Я) с обязательной ссылкой на команду или источник, если:
- Если Вы отражаете вполне конкретный опыт команды (фирмы, коллектива.)
- Если статья пишется от коллектива авторов…
- Пишем как говорим.
- Пишите разговорным языком. Станьте рассказчиком.
- Стремитесь избегать крайности: не снисходите до читателя, «разговаривая» с ним как с ребенком, говорите с ним «на равных», как с человеком, который просто пропустил какой-либо семинар…
- Если есть выбор между умным длинным словом и более коротким, доступным для понимания, выбор должен быть в пользу второго.
- Если нельзя избежать научных терминов – вынесите их отдельно в словарик.
- Точность слова. Если сомневаетесь в точном значении слова – посмотрите в Толковом словаре.
- Избегайте длинных и нудных абзацев.
- Избегайте штампов и канцеляризмов.
- Можно использовать пословицы и поговорки.
- Недосказанность в виде многоточия придает глубину тексту.
Как начать саму статью?
- Начало статьи не должно быть отвлеченным.
- Начинают статьи по-разному, но любой зачин подчиняется главной цели – возбудить интерес читателя к теме. Это может быть яркий факт, оригинальное суждение, цитата или просто сильная фраза.
- Далее дайте ответы на все вопросы пунктов вашего плана. Постарайтесь привести примеры.
Как закончить статью?
- Закончить статью лучше всего той темой, с которой начали, или выводом.
- В качестве приложения к статье напишите, какие слайды могли бы достойно иллюстрировать вашу статью. (Информация для редактора.)
Ответственность журналиста. Избегаем острые углы
- Точность и достоверность.
- Не включайте в материал сомнительные факты.
- Не спешите с выводами, которые нельзя подтвердить.
- Избегайте категоричности и слов-ловушек – всегда, никогда, все, никто, ничто. Категоричные заявления редко соответствуют действительности.
- Избегайте прилагательных превосходной степени сравнения.
- Если употребляете слова, типа говорят, есть мнение – не забудьте указать, кто говорит и чье это мнение!
- Беспристрастность. Постарайтесь быть объективными и справедливыми.
- Обязательна ссылка на источник, если:
- Высказывается чужое мнение.
- Вы не имели возможность лично убедиться в происходящем и не знаете, насколько достоверна информация.
- Информация получена из другого источника.
Итак, вот табличка, которую желательно заполнить, прежде чем написать статью: