Литература: Проектно-исследовательская деятельность каждый день
Мы привыкли к тому, что проект по литературе – это, как правило, какой-то конкретный продукт или знание, которое мы можем представить в виде работы в бумажном или электронном виде. К сожалению, очень часто этот проект (если он не носит прикладной методический характер) является лишь достоянием самого ребенка и его научного руководителя. Как сделать так, чтобы результаты труда ученика приносили не только радость, но и пользу другим ребятам, а работа над проектом была посильной и интересной?
Как совместить, казалось бы, несочетаемые игровую деятельность и научную? Очень просто! Просто перевести проектную деятельность в знакомую им среду. То есть дать возможность ребенку творить, используя знакомые ему методы. Так, наши дети активно используют в повседневном общении социальные сети, понимают, что такое «пост», «клик», умеют размещать фото и видеофайлы, охотно создают статусы. Если мы дадим им возможность применить «бытовые» навыки при решении учебных задач и в проектной деятельности, то ситуация успеха обеспечена каждому ученику. То есть это та самая функциональная грамотность, только наоборот.
И еще один плюс в пользу публичности детских работ. Дети хотя быть успешными. Они хотят быть публичными (сколько из ваших учеников мечтает стать блогером?). Просто им нечего пока сказать. Нет у них подходящего личного опыта. Поэтому дадим им собственную площадку и дадим им возможность «говорить». Умными, хорошими словами, грамотной литературной речью своих любимых героев.
Одной из таких площадок стал сетевой проект – Литературные одноклассники («Литок»). Теперь каждый ребенок может творить и исследовать в привычных для себя условиях, при этом активно вовлекаясь в чтение и создавая продукт, который будет существовать в сети интернет и приносить пользу.
Как работает этот проект? Ученик выбирает одного из героев произведения. И возрождает его на страницах социальной сети. При этом изучает само произведение, его историю, лексику, фильмографию и т.д. Изучает социальный статус героя, его семейное и имущественное положение, дружеские и деловые связи… «Литок» — это социальная сеть только для литературных героев и авторов.
Какие вопросы озвучит наш ученик в этой проектной деятельности? Такие же, как и в любой другой: «А что будет, если…?».
«Что будет, если у наших любимых литературных героев, хороших и не очень, появится возможность прожить свою жизнь в условиях современного мира?» И, конечно, много других, раскрывающих суть персонажа. С кем он будет дружить, с кем он сопоставим и по какому признаку? Как пройдет его социализация (насколько он будет открыт и активен в сети), как будет визуализирован (исследование работ иллюстраторов и художников), как представлен в кинематографии? Как он будет говорить (работа с лексикой) и можно ли составить словарь, который поможет нам понять речь героя? Словом, направлений проектной деятельности в сети литературных героев много, как и подходов к проекту. Так, можно распределить задачи и вести работу как групповую, так и индивидуальную. Главное, не забыть подписать авторов, и, конечно, педагога, который проектом руководит. Для этого в Профиле героя есть отдельный информационный блок – «Паспорт проекта».
Как стать героем литературной сети? Пошаговая инструкция.
- Зайдите на сайт https://litok.ru/. Посмотрите общую информацию о проекте в разделе Главной страницы.
- Выберите литературного персонажа, интересного ученику своим поведением, поступками – симпатичного или, наоборот, отталкивающего. Здесь актуальна помощь учителя, ведь именно он, как никто другой, поможет сориентироваться в мире книг. Подобрать именно тот образ, который может решить проблему ребенка или подтолкнуть к чтению. Обратите внимание, проект может оказывать положительное влияние на личность ученика, если правильно подобрать типаж.
- Зарегистрируйте героя в сети «Литок». Вход (регистрация) в «Личный кабинет» – расположен на боковой панели справа.
- Подберите в сети Интернет или в других ресурсах фотографию (иллюстрацию) выбранного персонажа. Разместите ее при регистрации профиля (возможна замена).
- Заполняйте Профиль героя (он доступен в личном кабинете), следуя подсказкам. Обратите внимание, профиль требует литературоведческого анализа – ваш ученик должен будет провести небольшую исследовательскую работу, которую вы будете курировать.
- Подпишите свой проект. Обратите внимание на подзаголовок Паспорт проекта. Вы найдете этот раздел в Профиле героя.
- Предложите ученику перечитать произведение с выбранным персонажем — для того, чтобы говорить, как герой, думать, как герой, дружить с другими персонажами, как герой, нужно хорошо понимать текст!
- Оживите героя! Опишите его с помощью наших подсказок, создавайте статусы (строго по тексту и в той же последовательности) и прикладывайте к ним подходящие статусу фото.
- Создайте «фотоальбомы» в закладке «Медиа» (Профиль героя). Будет замечательно, если у каждого иллюстратора («фотографа») или события будет свой альбом.
- Найдите фильмы с участием героя и о герое – для этого нужно будет прикрепить ссылки в закладке “медиа” в Профиле героя. Или создать заметку в разделе «Видео» (метка «видео»). Как здесь: посмотрите пример в разделе МЕДИА / ВИДЕОБЛОГИ.
- Создайте группы и найди тех, кто мог бы подружиться с вашим героем.
- Помните, что, скорое всего, ваш герой из другой эпохи, и некоторые слова, которые употребляет он в речи, поймут не все участники нашего сообщества. Предложите своему ученику (одному или группе) подготовить словарь для своего героя и разместите его в формате записи (поставить метку «Глоссарий»). Например, как сделала это Золотая рыбка (ГЛОССАРИЙ / СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ. ГЛОССАРИЙ)
Любой проект ведется по правилам. Есть они и у сайта «Литок»:
- Герой говорит и делает только то, что он делает и говорит в произведении. Никаких сомнительных действий и несуществующих цитат.
- Лучшими портретами героя станут иллюстрации к произведению.
- Помните, что самый надежный источник – это родная книга героя!
Работа над этим проектом несложная и интересная! Посмотрите эталонный аккаунт Золотой рыбки. Он, конечно, не идеален, но выполнен для того, чтобы участники проекта видели перед собой образец, который поможет им ориентироваться в работе сайта.
Обратите внимание, это уже вторая версия проекта – первый «Литок» успешно работает и содержит в себе более 150 аккаунтов (https://litok.kco27.ru/), но нет предела совершенству. И мне, как разработчику проекта, не хватило там места для теоретического сопровождения проекта, мест для глоссариев и тезаурусов, активной составляющей социальной сети. Вы можете выбрать любой из них – тот, что вам кажется интереснее и полезнее для вашей образовательной деятельности. Но в данной статье я предложила порядок действий именно для версии №2.