(9—11 классы)
- Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
- Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
- К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
- Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
- К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
- Какое настроение преобладает в тексте?
- Определите тему текста.
- Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
- Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
- Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
- Обратите внимание на композицию произведения:
- деление текста произведения на части, смысл такого деления;
- наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
- наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
- наличие эпиграфов и их смысл;
- наличие лирических отступлений и их смысл.
- Как соотносятся начало и конец текста?
- На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
- Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
- Обратите внимание на систему образов произведения:
- персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
- особенности имён и фамилий персонажей;
- поступки персонажей и их мотивация;
- предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
- связь персонажа с общественным окружением;
- отношение к герою произведения других персонажей;
- самохарактеристика персонажей;
- авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
- Понаблюдайте над лексикой текста:
- Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
- Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
- Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
- Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
- Найдите перифразы. С какими целями они использованы ? К • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
- Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? V • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
- Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).
Некоторые ключевые понятия комплексного анализа художественного текста и их краткая характеристика:
Ø тема – предмет авторского рассуждения, рассмотрения, исследования;
Ø идея – главная мысль, существенная часть замысла произведения;
Ø жанр – отнесённость данного художественного текста к группе произведений, объединённых рядом общих существенных содержательных признаков;
Ø композиция — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в художественном произведении;
Ø хронотоп – взаимосвязь временных и пространственных отношений в произведении;
Ø образ – художественно воссозданный и эстетически осмысленный предмет или явление;
Ø персонаж – действующее лицо произведения;
Ø тропы — слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи: метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, сравнение, перифраз, ирония, сарказм;
Ø стиль – совокупность приёмов использования автором языковых средств;
Ø реминисценция — неявная цитата; фрагмент текста, отсылающий читателя к ранее прочитанному произведению;
Ø интертекст – соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов одного или нескольких авторов.
Источники: