План комплексного анализа текста

(9—11 классы)

  1. Прочитайте текст. При чтении используйте интонационные подчеркивания, выделения как отдельных слов, так и смысловых отрезков.
  2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. (Когда он жил, в какую эпоху? К какому литературному направлению принадлежал? Чем прославился?) Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы.
  3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (К художественному, публицистическому, научному/научно-популярному.)
  4. Какого типа речи текст? (Описание, повествование, рассуждение.)
  5. К какому жанру относится текст (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.)?
  6. Какое настроение преобладает в тексте?
  7. Определите тему текста.
  8. Если текст не имеет заглавия, озаглавьте его. Если заглавие уже есть, подумайте над его смыслом (почему именно такое заглавие выбрал автор).
  9. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план текста.
  10. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонации, на порядок слов в предложениях).
  11. Обратите внимание на композицию произведения:
    • деление текста произведения на части, смысл такого деления;
    • наличие прологов, эпилогов, посвящений и их смысл;
    • наличие вставных эпизодов и лирических отступлений и их смысл;
    • наличие эпиграфов и их смысл;
    • наличие лирических отступлений и их смысл.
  12. Как соотносятся начало и конец текста?
  13. На каком приеме/приемах построен текст (сопоставление, противопоставление; постепенное усиление чувства, постепенное развитие мысли; быстрая смена событий, динамичность; неторопливое созерцание и пр.)?
    • Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора).
    • Обратите внимание на систему образов произведения:
    • персонажи произведения (главные, второстепенные; положительные, отрицательные;
    • особенности имён и фамилий персонажей;
    • поступки персонажей и их мотивация;
    • предметно-бытовые детали, характеризующие персонажа;
    • связь персонажа с общественным окружением;
    • отношение к герою произведения других персонажей;
    • самохарактеристика персонажей;
    • авторское отношение к персонажам и способы его выражения.
  14. Понаблюдайте над лексикой текста:
    • Найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значения по словарю. Обратите внимание на правописание этих слов.
    • Найдите ключевые слова в каждой части текста. Чел обусловлен их выбор?
    • Понаблюдайте за различными повторами (анафорами, эпифорами, лексическими повторами, повторами однокоренных слов). Чем они обусловлены?
    • Найдите в тексте лексические и контекстуальные синонимы и/или антонимы.
    • Найдите перифразы. С какими целями они использованы ? К • Найдите многозначные слова и слова, употребленные в тексте в переносном значении.
    • Обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов терминов; на оценочные слова, на разговорные, просторечные или, наоборот, слона возвышенного стиля. Зачем они употреблены автором? V • Выделите фразеологизмы. Зачем они употреблены?
    • Обратите, внимание на средства художественной выразительности и фигуры речи, если они применяются автором (эпитеты, метафоры).

Ø  тема – предмет авторского рассуждения, рассмотрения, исследования;

Ø  идея – главная мысль, существенная часть замысла произведения;

Ø  жанр – отнесённость данного художественного текста к группе произведений, объединённых рядом общих существенных содержательных признаков;

Ø  композиция — взаимная соотнесённость и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств в художественном произведении;

Ø  хронотоп – взаимосвязь временных и пространственных отношений в произведении;

Ø  образ – художественно воссозданный и эстетически осмысленный предмет или явление;

Ø  персонаж – действующее лицо произведения;

Ø  тропы — слова и выражения, используемые в переносном значении с целью усилить образность языка, художественную выразительность речи: метафора, эпитет, олицетворение, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, сравнение, перифраз, ирония, сарказм;

Ø  стиль – совокупность приёмов использования автором языковых средств;

Ø  реминисценция — неявная цитата; фрагмент текста, отсылающий читателя к ранее прочитанному произведению;

Ø  интертекст – соотношение одного текста с другим, диалогическое взаимодействие текстов одного или нескольких авторов.

    Источники: