Вид деятельности | Речь учителя |
Организационная часть | Всем добрый день. Я рада вас видеть, обратите внимание, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся. |
Актуализация знаний, обобщение | Сегодня мы завершаем знакомство с романом Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский». Но сначала давайте вспомним титульную часть информации о романе: |
Постановка проблемной ситуации (фраза, с которой можно согласиться или опровергнуть, согласиться частично) | Мое знакомство с этим романом тоже состоялось еще в школе, но я не теряю к нему интерес. И недавно после прочтения одной из критических статей, я увидела интересную фразу, которую я хочу предложить вам к анализу. |
Словарная работа. Слово «Судьба» | Как вы думаете, что такое судьба? Предлагаю обратиться к словарю Ушакова. Отличается его определение от вашего? А может ли судьба не состояться? |
Постановка цели и задач урока | «Дубровский» — повесть о несостоявшихся судьбах». Сегодня мы попробуем проанализировать эту фразу и провести несколько экспериментов. |
Топонимика и ономастика. | Я предлагаю провести небольшую экспертизу. Мы уже говорили о том, что у Пушкина нет ничего случайного. Все имена, названия населенных пунктов имеют значение. И предлагаю исходить из того что «заложил» сам автор в судьбу своего героя. |
Работа с именами | Итак, прочитаем предназначение героев, спрятанное в их именах: |
Групповая работа | Сейчас мы с вами представим, что находимся в большой лаборатории, где у каждого отдела своя задача. Предлагаю вам рассмотреть, насколько наши герои воплотили себя в жизни. Насколько они реализовали свое предназначение. Обратите внимание на правила работы в группе и ваши маршрутные листы. Отдельная работа предстоит специалистам по топонимике! |
| Время на выполнение работы – 5 минут. |
Вопросы ученикам | Как распорядились своим наследством герои? Воплотили ли они то, что было задумано судьбой? Состоялась ли их судьба? |
приглашение к обсуждению | Кто готов отвечать? Пожалуйста, к доске J |
Работа класса. Повесть или роман? | Давайте вернемся к характеристике жанра. В каком жанре написано наше произведение? Как автор обозначил его? Что такое повесть? А что такое роман? Как вы считаете, а что имел в виду автор этой фразы? Разве он не знал, что жанр произведения – роман? (ответ) Запомните свой первый вывод. Он нам скоро пригодится J |
Подводка к следующему этапу | А сейчас нам предстоит еще один эксперимент. Давайте представим себя сотрудниками большой и очень известной газеты Губернские новости… Как и в любом уважающем себя издании каждый занимается своим делом. Так будет и у нас. |
Эксперимент с заголовками | Представляю вам отделы Светских событий, происшествия и о животных, и самый прибыльный, самый востребованный отдел – отдел приема и размещения объявлений. |
Задание 1. | Подумайте и нарисуйте заметки, которые могли бы попасть в издание из поместий Дубровского и Троекурова…. Время на выполнение 5-7 минут |
Задание 2. | Прикрепите, пожалуйста, свои работы в специальный раздел. Посмотрите, сколько событий у нас получилось. Но давайте из них отметим те, где фигурирует имя Дубровского. |
Рефлексия | Вернемся к вопросу урока…. Как вы думаете, о каком жанре свидетельствует наш эксперимент? |
Подведение итогов урока | Так что имел в виду автор фразы «Дубровский» — повесть о несостоявшихся судьбах»? И завершил ли сам автор судьбы героев? Вопрос произведения остается открытым… Мы можем лишь предполагать, что случится с нашими героями. Кстати, одна из таких версий станет и вашим домашним заданием…. |
Домашнее задание | Продолжите сюжетную линию – чем, по вашему мнению, закончилась судьба Дубровского? |
Подведение итогов урока | Обратите внимание на листы самооценки на ваших столах. Пожалуйста, оцените работы каждого члена вашей команды и не забудьте указать, выступление какой команды вам понравилось больше всего. И, конечно, оценить свое настроение после урока. |
Здравствуйте! Очень интересные методы проведения уроков и это требует колоссальной подготовки учителя. Учитель показал систему работы по изучению в социо-игровом стиле: множество и разнообразие приёмов, правила работы в группе, тренировку умения видеть, слышать, двигать других.