для учеников 8-го класса
Литература — вид искусства, отличительной чертой которого является создание художественных образов при помощи слова, языка.
Миф — древнее народное сказание о богах и героях, объясняющее происхождение жизни на земле.
Мифология — совокупность мифов.
Мотив — часть темы или устойчивый элемент сюжета.
Предание — произведение, рассказывающее о происхождении чего-либо.
Легенда — рассказ о каком-либо замечательном событии или выдающихся поступках отдельных людей, в легенде всегда присутствует чудо.
Сказание — фольклорное произведение в литературной обработке, произведение, обращённое в прошлое.
Фольклор — устное народное творчество.
Загадка— иносказательное описание предмета, предназначенное для отгадки.
Пословица — законченное высказывание с назидательным смыслом.
Поговорка — меткое народное изречение, которое можно продолжить.
Сказка — занимательный рассказ о фантастических вымышленных событиях и героях.
Тема — это то, о чём рассказывается в произведении.
Идея — то, в чём убеждает автор.
Сюжет— ход всех событий, описанных в художественном произведении.
Фабула — совокупность основных событий произведения.
Конфликт — столкновение идей, взглядов, противоборство характеров.
Композиция — построение художественного произведения.
Виды композиции:
линейная
инверсионная
кольцевая
Элементы сюжета (фабулы):
- экспозиция -предыстория событий (пролог)
- завязка
- кульминация — самый напряжённый момент в развитии действия
- развязка
- эпилог — послесловие.
Юмор — изображение чего-либо в смешном виде (добрый смех).
Сатира — злой, обличительный смех.
Сарказм — едкая насмешка, злая ирония.
Контраст — противопоставление характеров,героев, событий. В отличие от антитезы контраст может быть скрытым, не обозначенным словами -антонимами.
Деталь— выразительная подробность в произведении, помогающая понять авторское отношение к изображаемому.
Монолог-речь одного лица.
Диалог -разговор двух лиц.
Портрет — изображение внешности героя.
Троп — слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении.
Виды тропов
Эпитет — выразительное определение, употреблённое в переносном значении (свинцовая туча, мёртвая тишина).
Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение выражается:
- творительным падежом (Снежная пыль столбом стоит в воздухе.);
- формой сравнительной степени прилагательного или наречия (Ты милее всех на свете.)
- оборотами со сравнительными союзами как, будто, словно, как будто, что (Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.)
- лексически, с помощью слов подобный, похожий. (Её любовь к сыну была подобна безумию)
Метафора — скрытое сравнение (серп месяца, ножка стула).
Виды метафор:
- олицетворение — перенос качеств, действий человека на неодушевлённые предметы.
- метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (зал рукоплещет)
- синекдоха – перенос названия с части на целое и наоборот. (Эй, ты, шляпа! Куда идёшь?)
- Аллегория — мысль, запечатлённая в образе.
- Гипербола — преувеличение.
- Литота – преуменьшение (уничтожился в песчинку)
Ирония – насмешка.
Перифраз – замена лица, предмета или явления описательным оборотом. (Царь зверей вместо лев)
Эвфемизм – замена грубого выражения вежливым (Она в интересном положении вместо Она беременна.)
Стилистические фигуры — обороты речи, употреблённые для создания выразительности текста.
Риторическое обращение — высказывание, адресованное какому-то лицу или неодушевлённому предмету.
Риторическое восклицание — восклицательное предложение.
Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа.
Лексический повтор — повтор какого-либо слова для придания выразительности тексту.
Инверсия — необычный порядок слов.
Градация— расположение слов по степени усиления или ослабления признака (большой, огромный, грандиозный).
Антитеза — противопоставление
Умолчание – Но слушай: если я должна тебе …кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.
Оксюморон – сочетание несочетаемого (живой труп)
Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. (Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы.)
Анафора – единоначатие.
Эпифора – повтор окончания строк (Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)
Бессоюзие – наличие бессоюзной связи.
Многосоюзие – намеренное повторение союзов.
Парцелляция – «рубленые» фразы, членение предложения на два или несколько предложений. (У Елены беда тут стряслась. Большая.)
Основы стиховедения
Ритм— повтор однородных явлений через равные промежутки времени.
Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.
Способы рифмовки:
смежная (парная)
кольцевая (опоясывающая)
перекрёстная
Виды рифм:
мужская (ударение на последнем слоге)
женская (ударение на предпоследнем слоге)
Строфа — несколько строк в стихотворении, объединённых рифмой и ритмом.
Стих — одна строка в стихотворении.
Стопа — повторяющееся сочетание ударного и безударного слогов.
Размеры силлабо-тонического стихосложения
Двусложные размеры стиха
Хорей (ударение на первом слоге)
Ямб (ударение на тором слоге)
Трёхсложные размеры стиха
Дактиль (трёхсложный размер с ударением на первом слоге)
Амфибрахий (трёхсложный размер с ударением на втором слоге)
Анапест (трёхсложный размер с ударением на третьем слоге)
Пиррихий — пропуск ударения в ямбе или хорее.
Спондей — лишнее ударение в ямбе или хорее.
Звукопись — создание выразительности с помощью звуков.
Аллитерация — повтор согласных звуков.
Ассонанс — повтор гласных звуков.
Роды литературы
эпический (эпос) — повествование о событиях.
лирический — передача чувств.
драматический — произведения, предназначенные для постановки на сцене.
лиро-эпический — лирика +эпос; чувства +события
Эпические жанры
Рассказ — одно событие, один герой.
Повесть — несколько героев, цепь событий.
Роман — крупное эпическое произведение с разветвлённым сюжетом.
Сказ- повествование, которое ведётся от лица рассказчика и ориентируется на живую разговорную речь.
Жанры стихотворений
Лирическое стихотворение
Элегия — стихотворение грустного содержания.
Эпиграмма — небольшое стихотворение, в котором кто-то высмеивается.
Послание — стихотворение, адресованное кому-то.
Сонет — стихотворение из 14 строк.
Драматические жанры
Комедия — драматическое произведение комического содержания.
Трагедия- драматическое произведение, которое заканчивается смертью главного героя.
Драма- произведение с напряжёнными событиями, заставляющими читателя сопереживать.
Лиро-эпические жанры
Баллада — лиро-эпическое произведение с фантастическим, сказочным или историческим сюжетом, имеющее трагическую развязку.
Поэма- повествование о каких-то событиях в стихах.
Литературные направления
Классицизм
Культ разума.
Строгая композиция, деление жанров.
Правило «трёх единств».
Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.
Абсолютизм.
Объективность повествования.
Общественная проблематика.
Особенности русского классицизма
Сатирическая направленность.
Преобладание национально-исторической тематики.
Развитие оды.
Сентиментализм
Культ чувств.
Культ природы.
Культ врождённой нравственной чистоты.
Уход от прямолинейности в изображении характеров.
Субъективность.
Утверждение богатства духовного мира представителей низшего сословия.
Особенности русского сентиментализма
Сильная дидактическая установка.
Выраженный просветительский характер.
Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.
Романтизм
Культ свободы.
Необычные характеры (герои-бунтари).
Исключительные обстоятельства.
Неудовлетворённость окружающим.
Интерес к возвышенному, экзотическому.
Трагический финал.
Особенности русского романтизма
Пафос вольнолюбия и борьбы.
Синтез элементов предшествующих течений.
Активное развитие лирики.
Социальное звучание романтических мотивов.