ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЕ ТЕРМИНЫ

для учеников 8-го класса

Литература — вид искусства, отличительной чертой которого является создание художественных образов при помощи слова, языка.

Миф — древнее народное сказание о богах и героях, объясняющее  происхождение жизни на земле.

Мифология — совокупность мифов.

Мотив — часть темы или устойчивый элемент сюжета.

Предание — произведение, рассказывающее о происхождении чего-либо.

Легенда —  рассказ о каком-либо замечательном событии или выдающихся поступках отдельных людей, в легенде всегда присутствует чудо.

Сказание — фольклорное произведение в литературной обработке, произведение, обращённое в прошлое.

Фольклор — устное народное творчество.

Загадка— иносказательное описание предмета, предназначенное для отгадки.

Пословица — законченное высказывание с назидательным смыслом.

Поговорка — меткое народное изречение, которое можно продолжить.

Сказка — занимательный рассказ о фантастических вымышленных событиях и героях.

Тема — это то, о чём рассказывается в произведении.

Идея — то, в чём убеждает автор.

Сюжет—  ход всех событий, описанных в  художественном произведении.

Фабула — совокупность основных событий произведения.

Конфликт — столкновение идей, взглядов, противоборство характеров.  

Композиция — построение художественного произведения.

Виды композиции:

линейная

инверсионная

кольцевая

Элементы  сюжета (фабулы):

  • экспозиция -предыстория событий (пролог)
  • завязка
  • кульминация — самый напряжённый момент в развитии действия
  • развязка
  • эпилог — послесловие.

Юмор — изображение чего-либо в смешном виде (добрый смех).

Сатира — злой, обличительный смех.

Сарказм —  едкая насмешка, злая ирония.

Контраст — противопоставление характеров,героев, событий. В отличие от антитезы   контраст может быть скрытым, не обозначенным словами -антонимами.

Деталь— выразительная подробность в произведении,  помогающая понять авторское отношение к изображаемому.

Монолог-речь одного лица.

Диалог -разговор двух лиц.

Портрет — изображение внешности  героя.

Троп — слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении.

Виды тропов

Эпитет — выразительное определение, употреблённое в переносном значении (свинцовая туча, мёртвая тишина).

Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение выражается:

  • творительным падежом (Снежная пыль столбом стоит в воздухе.);
  • формой сравнительной степени прилагательного или наречия (Ты милее всех на свете.)
  • оборотами со сравнительными союзами как, будто, словно, как будто, что (Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.)
  • лексически,  с помощью слов подобный, похожий. (Её любовь к сыну была подобна безумию)

Метафора — скрытое сравнение (серп месяца, ножка стула).

Виды метафор:

  • олицетворение — перенос качеств, действий человека на неодушевлённые предметы.
  • метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (зал рукоплещет)
  • синекдоха – перенос названия с части на целое и наоборот. (Эй, ты, шляпа! Куда идёшь?)
  • Аллегория — мысль, запечатлённая в образе.
  • Гипербола — преувеличение.
  • Литота – преуменьшение (уничтожился в песчинку)

Ирония – насмешка.

Перифраз – замена лица, предмета или явления описательным оборотом. (Царь зверей вместо лев)

Эвфемизм – замена грубого выражения  вежливым (Она в интересном положении вместо Она беременна.)

Стилистические фигуры — обороты речи, употреблённые для создания выразительности текста.

Риторическое обращение — высказывание, адресованное какому-то лицу или неодушевлённому предмету.

Риторическое восклицание — восклицательное предложение.

Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа.

Лексический повтор — повтор какого-либо слова для придания выразительности тексту.

Инверсия — необычный порядок слов.

Градация— расположение слов по степени усиления или ослабления признака (большой, огромный, грандиозный).

Антитеза — противопоставление

Умолчание – Но слушай: если я должна тебе …кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.

Оксюморон – сочетание несочетаемого (живой труп)

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. (Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы.)

Анафора – единоначатие.

Эпифора – повтор окончания строк (Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)

Бессоюзие – наличие бессоюзной связи.

Многосоюзие – намеренное повторение союзов.

Парцелляция – «рубленые» фразы, членение предложения на два или несколько предложений. (У Елены беда тут стряслась. Большая.)

Основы стиховедения

Ритм— повтор однородных явлений через равные промежутки времени.

Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.

 Способы рифмовки:

смежная (парная)

кольцевая (опоясывающая)

перекрёстная

 Виды рифм:

мужская (ударение на последнем слоге)

женская (ударение на предпоследнем слоге)

Строфа — несколько строк в стихотворении, объединённых  рифмой и ритмом.

Стих — одна строка в стихотворении.

Стопа — повторяющееся сочетание ударного и безударного слогов.

 Размеры силлабо-тонического стихосложения

Двусложные размеры стиха

Хорей (ударение на первом слоге)

Ямб (ударение на тором слоге)

Трёхсложные размеры стиха

Дактиль (трёхсложный размер с ударением на первом слоге)

Амфибрахий (трёхсложный размер с ударением на втором слоге)

Анапест (трёхсложный размер с ударением на третьем слоге)

Пиррихий — пропуск ударения в ямбе или хорее.

Спондей — лишнее ударение в ямбе или хорее.

Звукопись — создание выразительности с помощью звуков.

Аллитерация — повтор согласных звуков.

Ассонанс — повтор гласных звуков.

Роды литературы

эпический (эпос) — повествование о событиях.

лирический — передача чувств.

драматический — произведения, предназначенные для постановки на сцене.

лиро-эпический — лирика +эпос; чувства +события

Эпические жанры

Рассказ — одно событие, один герой.

Повесть — несколько героев, цепь событий.

Роман — крупное эпическое произведение с разветвлённым сюжетом.

Сказ- повествование, которое ведётся от лица рассказчика и ориентируется на живую разговорную речь.

Жанры стихотворений

Лирическое стихотворение

Элегия — стихотворение грустного содержания.

Эпиграмма — небольшое стихотворение, в котором кто-то высмеивается.

Послание — стихотворение, адресованное кому-то.

Сонет — стихотворение из 14 строк.

Драматические жанры

Комедия — драматическое произведение комического содержания.

Трагедия- драматическое произведение, которое заканчивается смертью главного героя.

Драма- произведение с напряжёнными событиями, заставляющими читателя сопереживать.

Лиро-эпические жанры

Баллада — лиро-эпическое произведение с фантастическим, сказочным или историческим  сюжетом, имеющее трагическую развязку.

Поэма- повествование о каких-то событиях в стихах.

Литературные направления

 Классицизм

Культ разума.

Строгая композиция, деление жанров.

Правило «трёх единств».

Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.

Абсолютизм.

Объективность повествования.

Общественная проблематика.

Особенности русского классицизма

Сатирическая направленность.

Преобладание национально-исторической тематики.

Развитие оды.

Сентиментализм

Культ чувств.

Культ природы.

Культ врождённой нравственной чистоты.

Уход от прямолинейности в изображении характеров.

Субъективность.

Утверждение богатства духовного мира представителей низшего сословия.

Особенности русского сентиментализма

Сильная дидактическая установка.

Выраженный просветительский характер.

Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.

Романтизм

Культ свободы.

Необычные характеры (герои-бунтари).

Исключительные обстоятельства.

Неудовлетворённость окружающим.

Интерес к возвышенному, экзотическому.

Трагический финал.

Особенности русского романтизма

Пафос вольнолюбия и борьбы.

Синтез элементов предшествующих течений.

Активное развитие лирики.

Социальное звучание романтических мотивов.