План, тезисы, предложения-скрепы
1. Вступление
1. Историко-литературный и биографический контекст. Читательское восприятие (автор и основные особенности его творчества; эпоха, год написания; художественное направление, в рамках которого творил художник; история создания, события, подтолкнувшие автора к написанию произведения; адресат (если есть); какое настроение создаёт произведение, какие чувства, эмоции, ассоциации вызывает).
- Стихотворение…….. (сюда вставьте название)……….. написано………… (автор, год написания).
- Поводом для его создания послужило………..
- Произведение посвящено…… (адресат)………., о чём свидетельствует…………………….. . (эпиграф, комментарий к произведению, воспоминания современников, письма, запись в дневнике и т. д.).
- Основными особенностями творчества художника являются……………………………………………………………….., и эти особенности находят отражение в данном стихотворении.
- Будучи написанным в рамках………… направления, стихотворение отличается…………….
- Стихотворение наполнено чувством………. (одиночества, скорби, безысходности, радости, грусти, печали и т. д.).
- По прочтении произведения остаётся ……..(радостное/грустное, светлое/тягостное)….впечатление.
2. Жанр
Жанр (лирическое стихотворение, элегия, басня, лирический фрагмент, эпиграмма, ода, отрывок, послание, пародия, стилизация ит. д.).
- Жанр произведения можно определить как ……………………………………..
- или:
- По своим особенностям произведение относится к жанру …………..
Жанр стихотворения определяет особенности………………………………….. (тематики, проблематики, композиции, характера лирического героя и т. д.) и выбор художественно-изобразительных средств.
3. Тема
(то, о чём повествуется в произведении).
- По характеру содержания стихотворение относится к (философской, любовной, дружеской, пейзажной, гражданской, политической и т. д.) лирике.
- Темой произведения поэт избирает……………………………….
- Тематика стихотворного произведения является……………………………………………..(традиционной/нетрадиционной, характерной/нехарактерной) для………………………(данного автора, литературного направления, литературы в целом).
- В произведении можно проследить присутствие традиций………………………………………………………. (других авторов).
4. Идея и проблематика
(основная мысль произведения, к чему призывает автор).
- Основное, на чём сосредоточивает внимание автор, — это проблема…………………..
- Основная идея стихотворения заключается в и выражена в строках:…………………..
5. Лирический герои стихотворения
(особенности лирического героя, характер его переживаний; совпадает ли образ мыслей и переживания автора и его лирического героя).
- Образ лирического героя является выразителем…………………………………………….. (мыслей, чувств, идей автора).
- Лирический герой стихотворения размышляет о………………………………………………………………… (любви, смерти, дружбе, одиночестве, назначении поэта и т. д.).
- В центр внимания читателя помещены (переживания, мысли, философские раздумья и т. д.) лирического героя.
6. Композиция:
По характеру построения композицию стихотворения можно назвать…………
В стихотворении можно выделить …. (2, 3 и т. д.) композиционные части, каждая из которых характеризуется………………… (особым настроением, образной системой, изобразительно-выразительными средствами и т. д.).
Виды композиций:
- линейная (основана на последовательном развитии событий стихотворения);
- кольцевая (основана на совпадении или близком сходстве начала и конца произведения);
- зеркальная (основана на «зеркальном отображении поэтических строк);
- контрастная (основана на принципе антитезы, противопоставления);
- параллельная (основана на сравнении сопоставлении явлений);
- анафорическая (основана на единоначатии строк, четверостиший, композиционных частей).
7. Система образов
В стихотворении выведены образы……………………………………….. (солнца, луны, дня, ночи, возлюбленной и т. д.).
Образы стихотворения отличаются:
- конкретностью,
- символичностью,
- многоплановостью,
- неоднозначностью толкования и т. д.).
8. Художественно-изобразительные средства
Для создания художественных образов автор использует разнообразные художественно-изобразительные средства,среди которых следует назвать………………………………………………………… (эпитеты, метафоры,олицетворения, метонимию, сравнения, параллелизм, антитезу и т. д.): (Примеры).
Художественно-изобразительные средства придают стихотворению……………………….. (описательный характер, образность, живописность, иносказательность, особую выразительность и т. д.). (размер, способ рифмовки, рифма, фоника)
9. Поэтическая форма
- Стихотворение состоит из … (укажите количество) строф, в каждом из которой строки
- связаны……………… (смежным, перекрёстным, опоясывающим) способом рифмовки.
- Размер стихотворения -……………………………. (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест). Он придаёт стихотворению…………….
- (подвижность/неподвижность, торжественность, лёгкость, мелодичность, напевность и т.д.).
- Звуковой строй стиха характеризуется скоплением звука/звуков…… , который/которые создаёт/создают ощущение …………………………………………………………….. (плавности- [л], [в], [э], шёпота, шуршания — [щ], [щ], [х] ), передают звуки природы (звуки грома — [м], [р], жужжания — [ж], [з], журчания ручья — [ж], [р], [ч], [щ] [щ] и т. д.).
10. Краткий вывод, обобщение + эмоция
- Таким образом, данные особенности
- стихотворения позволяют назвать его……………………………………………………….. (традиционным для литературы, показательным для творчества автора и т. д.).
- В стихотворении отразились такие черты творчества поэта, как…(лиричность, музыкальность, образность и т. д.).
Ваша эмоция:
у меня это стихотворение вызвало чувство…. ,
Обратите внимание!
Во время анализа произведения остерегайтесь негативных отзывов — вы не имеете морального права утверждать — понравилось или нет. Не панибратствуйте с автором! Это дурной тон.
Задача художественного произведение — воздействие на эмоции читателя. Какие эмоции вызвало у вас конкретное произведение? об этом и пишите!
Негативные чувства можно выразить косвенно, например, это стихотворение заставило меня задуматься… или вызвало неоднозначные чувства и т.д.
Скачать презентацию для урока: