Продолжаем подготовку к ОГЭ.
Попробуем вместе разобраться с характером задания №7 и вспомнить основные средства художественной выразительности.
Задание №7 выглядит примерно так:
Укажите номера предложений, в которых средством выразительности речи является эпитет.
1) Как может этот маленький человек держать в руках эти страшные вёсла?
2) И вот не прошло и месяца, а этот мальчик сидит на этой лодке и работает теми же вёслами, которые выпали тогда из рук его отца.
3) К сожалению, наши снаряды летают не только вверх, но и вниз.
4) Ведь, казалось бы, он на всю жизнь должен был проникнуться смертельным ужасом и к этой заклятой работе, и к этой лодке, и к вёслам, и к чёрной невской воде.
5) Вы подумайте только – он улыбался давеча, когда земля и небо дрожали от залпов зенитных орудий.
Ответ: _______________.
http://www.fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
Текст для анализа
Средства художественной выразительности
Необходимо отличать тропы (изобразительно-выразительные средства литературы), основанные на переносном значении слов и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.
- ТРОПЫ
- Переносное значение
- Эпитеты, метафоры
- Лексические средства выразительности
- Синонимы
- Антонимы
- Фразеологизмы…
- Фигуры речи
- Синтаксис, построение слов
- Звуковые средства выразительности
- фонетика
- Ассонанс, аллитерация, звукоподражание
- Экспрессивно-эмоциональная лексика
- Эмоционально-окрашенная лексика
- Разговорная лексика, оценочная
- Уменьшительно-ласкательные суффиксы
Название тропа | Краткая характеристика | Пример |
Эпитет | Образное определение, дающее дополнительную художественную характеристику предмета или явления | Лазурное море, безбрежное море (В. А. Жуковский) |
Постоянный эпитет | Один из тропов народной поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым словом и обозначающее какой-нибудь характерный, всегда наличествующий родовой признак | Выезжает из села да добрый молодец,Старый казак да Илья Муромец… (Былина “Три поездки Ильи Муромца”) Красна девица, сине море, буйна головушка, булатный меч. |
Сравнение | Прямое сопоставлениеодного предмета или явления с другим по какому-либо признаку | Дорога, как змеиный хвост, Полна народу, шевелится… (А. С. Пушкин) КАК (!) |
Метафора | Перенос названия одного предмета на другой на основании их сходства (скрытое сравнение) | «Грустя, и плача, и смеясь, Звенят ручьи моих стихов» (А. Блок) |
Олицетворение | Перенесение изображения человеческих черт на природный мир | Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось. (“Слово о полку Игореве”) |
Гипербола | Художественноепреувеличение | И дольше века длится день И не кончается объятье. (Б. Л. Пастернак) |
Литота | Художественноепреуменьшение свойств предмета | А сам с ноготок (Н. А. Некрасов) |
Метонимия | Перенос названия с одного предмета на другой, смежный (близкий) с ним; отожествление предметов, понятий, явлений по принципу смежности | «Я три тарелки съел…» (И. А. Крылов) |
Оксюморон | Сочетание противоположных по значению слов, сочетание несочетамеого | Живой труп (Л. Н. Толстой) ; С кем мне поделиться той грустной радостью, что я остался жив? (Есенин) |
Перифраз | Косвенное упоминание объекта не путем его называния, а через его описание | Ночное светило (луна) |
Ирония | Вид художественного тропа, употребление слова или выражения в противоложном значении тому, что подразумевается на самом деле, с целью насмешки | Откуда, умная, бредешь ты голова ? ( И. А. Крылов) |
Проверьте свои знания с помощью теста: https://edu.skysmart.ru/student/sezoduxolu (темы теста — анализ текста, повторение орфограммы корня)