Орфография: корни с чередованием, правописание безударной гласной в корне слова, все формы спряжения глаголов и склонения существительных, суффиксы прилагательных (в том числе НН и Н).
Склонений у существительных три: 1-е, 2-е и 3-е. Подавляющее большинство русских существительных – это существительные 1-го, 2-го или 3-его склонения. Вид склонения – это постоянный, неизменяемый морфологический признак существительных
К 1-му склонению относятся слова женского и мужского рода с окончаниями а, я в начальной форме. Примеры: мама, папа, дедушка, вода, земля, Анна, Аня, лекция – окончание [а].
Ко 2-му склонению относятся слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями о, е в начальной форме. Примеры: отец, брат, дом, Александр, море, озеро, здание – окончание [э], гений , Алексей .
К 3-му склонению относятся слова женского рода с нулевым окончанием в начальной форме. Примеры: мать, мышь, ночь, новость, рожь, ложь.
Начальная форма – это та форма слова, в которой оно обычно фиксируется словарями. У существительных это форма именительного падежа единственного числа.
Переходные глаголы с приставками ОБЕЗ- (ОБЕС-) имеют в инфинитиве (н.ф.) и в прошедшем времени суффикс И (обессилить кого-либо), а непереходные глаголы – суффикс Е (обессилЕть самому)
Правописание глагольных суффиксов -ыва- (-ива-) и -ова- (-ева-)
Суффикс -ыва- (-ива-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ываю (-иваю):
опаздывать (опаздываю), настаивать
(настаиваю)
Суффикс -ова- (-ева-) пишется, если в настоящем времени глагол оканчивается на -ую (-юю):
беседовать (беседую), заведовать (заведую)
Примечание.
Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые -вАть (-вАю), имеют перед суффиксом -ва ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса: одолеть — одолевАть, одолевАю; забить — забивАть, забивАю.
Правописание НЕ с существительными, прилагательными, глаголами
Пунктуация. Здесь важно знать: правила постановки знаков препинания при однородных членах предложения, прямой речи, правило постановки тире между главными членами предложения, выраженными одной частью речи, правописание сложных предложений и т.д. Давайте по ним пробежимся 🙂
определить общее значение; общее значение существительного, например, – предмет, глагола – действие или состояние, прилагательного — признак предмета или его принадлежность и т.д.;
поставить слово в начальную форму; у существительного это именительный падеж единственного числа, у прилагательного – мужской род, единственное число, именительный падеж, у глагола – инфинитив и так далее;
Морфологические признаки:
Постоянные: перечислить все присущие данной части речи постоянные морфологические признаки; у разных частей речи этот список, естественно, свой, ведь в том числе и по нему мы определяем часть речи; например, у существительного это собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение, у прилагательного – разряд и т.д.;
Непостоянные: охарактеризовать форму, в которой употреблено слово в соответствии с его изменяемыми признаками; то есть определить у существительного число и падеж, у прилагательного – род, число, падеж, форму (полная или краткая); надо помнить, что набор изменяемых признаков, которые мы можем определить у конкретного слова, может меняться; скажем, время глагола возможно определить только у глагола в изъявительном наклонении, глагол в прошедшем времени не имеет лица, зато изменяется по родам и т.д.;
1)разряд: качественное, относительное, притяжательное 2)полное или краткое (у качественных) 3) степень сравнения (у качественных)
1) число 2) род 3) падеж
Имя
числительное
1) простое, составное или сложное 2)количественное или порядковое 3)обозначает целое, дробное число или собирательное (у количественных)
1) падеж 2) род (у порядковых) 3) число (у порядковых)
Местоимение
1) разряд по значению: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределённое, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное 2) лицо (у личных)
1) падеж 2)число, 3) род (имеют не все местоимения)
Глагол
1) вид 2) спряжение 3) возвратность 4) переходность
1) наклонение: изъявительное, условное, повелительное 2) время (в изъявительном наклонении) 3) лицо (в наст. / буд. времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении) 4) род (в ед. числе прошедшего времени изъявительного наклонения и условного наклонения) 5) число
Причастие
1)действительное или страдательное 2) время 3)вид 4)возвратность
1) полная или краткая форма (у страдательных) 2) число 3) род 4) падеж
Деепричастие
1)неизменяемость 2)вид 3)возвратность
нет непостоянных
Наречие
1)неизменяемость 2) значение: образа действия, места, времени, условия, цели, меры и степени, причины) 3) степень сравнения
нет непостоянных
Синтаксическая роль:
указать синтаксическую роль (чем является в предложении). Скрыть объявление
Член предложения
Вопросы
Чем выражено
Что обозначает
Пример предложения
ПОДЛЕЖАЩЕЕ (подчеркивается одной чертой)
Кто? Что?
Существительное местоимение числительное
предмет
Льёт дождь.
Он скоро пройдёт.
СКАЗУЕМОЕ (подчеркивается двумя чертами)
Что делает?
Что делал?
Что сделает?
Что будет делать?
Глагол, прилагательными (краткими и полными), причастиями, числительными, наречиями, существительными
Действие предмета
Улетают птицы. Ученики читают и пишут.
ДОПОЛНЕНИЕ (подчеркивается прерывистой линией)
Вопросы косвенных падежей: кого?
чего?;
Кому? Чему?
Кого? Кем? Чем? О ком? О чем?
Существительное, местоимение,
числительное
Предмет
Летом я жил у бабушки.
Она пекла пироги с малиной.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ (подчеркивается волнистой линией)
Какой? Какая? Какое? Какие? Чей? Чья? Чьё?
Прилагательное, причастие, местоимение
Признаки, качество, свойство предмета
Зеленеют молодые сосны и ели. За кустом
мелькнул лисий хвост.
ОБСТОЯТЕЛЬСТВО (подчеркивается точкой/тире)
Где? Когда? Куда? Откуда? Почему?
Зачем? Как? Каким образом? Не смотря на что?
Наречие, существительное
Место, время, причину, цель, образ действия, условие, уступки
Задание в 6м классе выглядит так — требуется найти слово по определенных характеристикам (звуков или букв больше/меньше). Для это важно помнить следующее:
Привычный вам слайд:
Напомню еще один из важных процессов
Обычно полный фонетический анализ не требуется, но на всякий случай:
Вся важная информация о фонетическом строе русского языка находится в разделе ФОНЕТИКА на этом сайте.
Морфология (понимание грамматического значения частей речи).
Суть задания: прочитать предложение, разобрать его и написать над каждым словом часть речи, к которой он принадлежит. Вывод: учим части речи и учимся их отличать.
При образовании глаголов несовершенного вида от глаголов обусловить, сосредоточить допустимы формы обуславливать, сосредотачивать, однако основным нормативным вариантом остаётся форма без чередования – обусловливать, сосредоточивать.
Обратите внимание на соотношение видовых форм глаголов класть – положить (недопустимо: ложить, покласть!).
2. При образовании форм 2-го и 3-го лица единственного числа и форм 1-го и 2-го лица множественного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов I спряжения с основой на г, к наблюдается чередование этих согласных с шипящими ж, ч:
Исключение составляет глагол ткать (тку – ткёт – ткут).Особенно часто ошибки допускаются при спряжении глагола жечь и производных от него:
При образовании форм 1-го лица единственного числа настоящего и простого будущего времени от глаголов II спряжения наблюдается чередование в–вл, ф–фл, б–бл, п–пл, м–мл, ст–щ, т–ч, д/з–ж, с–ш:
Формы типа блестю являются грубейшей ошибкой, а их использование в речи свидетельствует об очень низкой культуре говорящего.
То же самое можно сказать и об ошибках в спряжении глаголов бежать, хотеть (и производных от них). При образовании форм настоящего и простого будущего времен от глагола бежать (и производных от него) основа оканчивается на согласную г в формах 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа: бегу – бегут; вбегу – вбегут. В остальных формах основа глагола оканчивается на шипящую: бежишь, бежит, бежим, бежите. Недопустимы в литературном языке формы бежат, вбежат!
Глаголы хотеть, захотеть имеют чередование согласных только в формах единственного числа: хочу – хочешь – хочет – хотим, хотите – хотят.
Недопустимо употребление форм хочут, захочут, хотишь, хотит! Это не только грубая грамматическая ошибка, но и показатель крайне низкой культуры человека!
Некоторые глаголы не имеют ряда форм настоящего и будущего времени.
1) Не используется форма 1-го лица единственного числа у глаголов: затмить, очутиться, победить, убедить, убедиться, стонать, родиться.
2) Не имеют форм 1-го и 2-го лица единственного и множественного числа глаголы: кипеть, вскипеть, выкипеть (о воде), закатиться (о круглом предмете, о небесном светиле), наступить (о времени), обступить, осуществиться, получиться, произойти, раздаваться, родиться, создаваться, состояться, течь, удаваться и др.
3) Недопустимы в литературном языке формы типа победю, побежу и т.п. При необходимости выражения этого значения надо использовать описательные конструкции: Я уверен, что смогу победить; Мне удастся победить.
3. При образовании форм прошедшего времени в ряде случаев наблюдается утрата суффикса -ну-: возникнуть – возник, высохнуть – высох, исчезнуть – исчез, погибнуть – погиб, привыкнуть – привык, промокнуть – промок, проникнуть – проник. Нельзя употреблять в литературном языке формы типа возникнул, проникнул и т.п.
Иногда в литературном языке сосуществуют как равноправные варианты с суффиксом и без суффикса:
У ряда глаголов вариант без суффикса является основным (гаснуть – гас, мёрзнуть – мёрз, сохнуть – сох, тухнуть – тух), но допустим и вариант с суффиксом (гаснул, мёрзнул, сохнул, тухнул).
Обратите внимание на то, что в формах прошедшего времени глаголов на -чь наблюдается чередование согласных ч–г/к:
При образовании повелительного наклонения у целого ряда глаголов наблюдается чередование согласных и гласных в основе:
бежать – беги (!), бегите; беречь – береги; взять – возьми; гнать – гони; жечь – жги (!); звать – зови; искать – ищи; класть – клади (!), кладите (!) и др.
Кроме того, у некоторых глаголов при образовании повелительного наклонения не прибавляется суффикс -и. В большинстве случаев употребление этих форм в речи не вызывает затруднений:
Обратите внимание на форму повелительного наклонения следующих глаголов:
Иногда в литературном языке сосуществуют два варианта (с суффиксом -и и без него):
Особое внимание обратите на образование формы 1-го лица множественного числа повелительного наклонения от глагола пойти – пойдёмте/пойдём.
В настоящее время в просторечии достаточно употребительной является форма пошлите (Пошлите в кино), причём она воспринимается (совершенно неправомерно!) как более вежливая, по сравнению с допустимой разговорной формой пошли (Пошли в кино). В действительности форма пошлите представляет собой форму 2-го лица повелительного наклонения от глагола послать: Пошлите телеграмму отцу.
Обратите также внимание на образование повелительного наклонения от глагола ехать и производных от него: ехать – поезжай, поезжайте.
Допустима и форма езжай, но совершенно недопустимыми являются распространённые в просторечии формы: ехай, ехайте! При отрицании в литературном языке следует употреблять формы: не езди, не ездите.
Помните, целый ряд глаголов характеризуется отсутствием или неупотребительностью форм повелительного наклонения.
Как мы уже говорили выше, в данном случае идет речь о правиле
Кроме того, рекомендую вам повторить все правила из раздела Пунктуация, так как постановка тире возможна при наличии следующих признаков — Прямая речь, Обобщающее слово после однородных членов предложения и т.д.
Напоминаю, что обращение всегда выделяется запятыми: одной, если обращение стоит в начале или в конце предложения, двумя — если в середине. В нашем случае оно стоит в середине, значит, выделяем с двух сторон.
НЕ забываем объяснить постановку знаков препинания — можно так и написать, что обращение находится в середине предложения, поэтому выделяем запятыми.
Обращение в предложении выделяется так: vvvvvvvvv. Схема может выглядеть следующим образом: [ … ,обращение, … ]. Или так: [ … , vvvvvvvvv, … ]
Другие случаи постановки двух запятых: однородные члены предложения:
Кроме того, может встретится сложное предложение, в составе которых простое осложнено однородными членами. В этом случае также рекомендую нарисовать схему. Она может выглядеть так: [-=], и [-= О,О, О]. или в другом виде, в зависимости от предложения и его осложнений.
Задание 9-10. Работа с текстом. Найти основную мысль. Составить план текста.
Основная мысль текста — это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Понять текст — значит понять его тему и основную мысль.
Сначала вспомним, что такое текст:
Алгоритм определения основной мысли текста
Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.
Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:
автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;
в тексте выражено авторское отношение к проблеме;
автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.
Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.
То, о чём или о ком говорится в тексте, — это его тема. Главная мысль текста — это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.
Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.
Принципы составления плана
Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план.
Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план.
Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план.
Помните, что один абзац равен одной микротеме. Постарайтесь озаглавить каждый абзац, и все у вас получится 🙂
Задания 11-14: Ответ на вопрос по тексту, Определение лексического значения слова, определение стилистической окраски слова и подбор синонимов/антонимов, работа с фразеологизмом.
Лексическое значение слова — это то, что данное слово обозначает.
Ваша задача объяснить значение предложенного к анализу слова и записать предложение, в котором бы это слово употреблялось в другом значении (в зависимости от того, как поставлена задача).
Фразеологизм – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы.
Чтобы правильно выполнить задание, нужно знать значение фразеологизмов и уметь объяснять их на примерах из жизни.
Я рекомендую вам пользоваться Фразеологическими словарями и энциклопедиями.
Примеры фразеологизмов:
седьмая вода на киселе — очень дальнее, сомнительное родство;
выходить сухим из воды — ловко избежать заслуженного наказания;
носить воду решетом — делать что-то без видимого результата, напрасный труд;
толочь воду в ступе — заниматься чем-то бесполезным;
заварить кашу — начать хлопотное, иногда неприятное дело;
козёл отпущения (библ.) — человек, на которого сваливают чужую вину;
на живую нитку — недобросовестно, непрочно, кое-как;
разводить турусы на колесах — вести пустые разговоры,
говорить чепуху вздор (турусы — осадные башни из бревен, которые перекатывались на низких и толстых деревянных колесах);