Текст. Его основная и дополнительная информация

Текст рождается в процессе общения для достижения определённых целей. Текстом можно считать любое речевое произведение (от одного слова до целой книги), которое содержит информацию. При этом оно подчинено единой теме, кому-либо адресовано, имеет авторский замысел (идею, основную мысль текста).

Записываем в тетрадь признаки текста:

Свойства текста:

1. Смысловая цельность и связность.

Признаки текста:

  • 1.Наличие темы и основной мысли
  • 2.Наличие или возможность заголовка
  • 3.Смысловая связь между предложениями
  • 4.Определенная последовательность предложений
  • 5.Использование языковых средств связи между предложениями

Тема текста – это предмет речи, о чем или о ком говорится в тексте.

Микротема – это узкая тема, нова мысль автора, ее новый поворот. Все микротемы подчинены общей теме и раскрывают ее.

Абзац – самая маленькая смысловая часть письменного тексте.

Заголовок связан с темой текста ( иногда и с темой, и с основной мыслью).

Основная мысль – это ответ на вопрос, поставленный текстом.

Понять текст – значит понять его тему и основную мысль.

Для понимания текста очень важны первое и последнее предложение, ключевые слова.

Ключевые (опорные) слова – это слова, образующие смысловую цепочку текста.

Ключевые слова несут основную информацию текста.

Тезисы — это кратко сформулированная основная мысль, основное положение каждой мысли текста.

Чтобы составить тезисы, необходимо определить:

  • сколько частей (микротем) содержится в тексте;
  • какая информация каждой части является основной, какая — дополнительной;
  • какова главная мысль каждой части.
    Каждый тезис отделяется красной строкой.

Алгоритм определения основной мысли текста

  1. Прочтите текст, обратите внимание на абзацы и подзаголовки, заглавие и ключевые слова.
  2. Ответьте на вопрос: что является главным для автора данного текста? Что его интересует? В теме должен быть обозначен предмет речи. Зачастую она отражается в заголовке. Стоит учесть, что заголовки также бывают метафорическими, парадоксальными и ассоциативными. Недостаточно опираться только на смысл заголовка, выделяя основную мысль.
  3. Постарайтесь определить главную задачу автора. Ответьте на вопрос: что желал высказать автор по данной теме? Возможно несколько вариантов:
  • автор акцентирует внимание на актуальном вопросе;
  • в тексте выражено авторское отношение к проблеме;
  • автор описывает происходящее и передаёт конкретную информацию.

Определите в тексте авторские выводы. Иногда главная мысль уже оформлена в виде конкретного вывода. Если основная мысль не сформулирована, постарайтесь написать её самостоятельно. Желательно, чтобы основная мысль была оформлена так, как её высказал бы сам автор.

То, о чём или о ком говорится в тексте, – это его темаГлавная мысль текста – это то, к чему призывает, чему учит, ради чего он написан, какую информацию хотел передать автор.

Как составлять простой план

  1. Прочтите текст (представьте мысленно весь материал).
  2. Разделите текст на части и выделите в каждой из них главную мысль.
  3. Озаглавьте части; подбирая заголовки, замените глаголы именами существительными.
  4. Прочитайте текст во второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане.

Принципы составления плана 

  1. Выделив в абзацах опорные слова и словосочетания, получите назывной план. 
  2. Поставив вопрос к каждому абзацу, получите вопросный план. 
  3. Ответив на вопрос кратко, получите тезисный план. 

Помните, что один абзац равен одной микротеме. Постарайтесь озаглавить каждый абзац, и все у вас получится  🙂

Типы планов текста

*памятка найдена на просторах сети Интернет

Ключевые слова*

Ключевые слова в тексте – это слова, которые передают основную мысль текста или текстового отрывка. Ключевые слова помогают лучше понимать и воспринимать текст.

Обычно ключевые слова располагаются автором в заглавии, в начале и конце текста. Часто автор намеренно повторяет ключевое слово для того, чтобы обратить на него внимание читателя.

Чтобы найти ключевое слово, нужно внимательно прочитать текст и выделить основную мысль. Обычно основная мысль выражается словом или словосочетанием, которое мы встречаем в тексте. Так и выделяется ключевое слово.

Примеры ключевых слов:

«Слышал ли ты о песках пустыни? Такие пески встречаются и у нас в Казахстане. Ветер сдувает песчинки с гребней дюн…». В данном тексте ключевым является слово песок, так как именно о нем идет речь.

В произведении В. Г. Короленко «Слепой музыкант» много раз повторяются слова «тихо» и «тишина», а также другие, однокоренные этим, слова. Слово «тишина» на некоторых страницах повести встречается по 3-4 раза. Это слово является ключевым – оно дает понимание характера героя, его образа жизни.

*Подробнее: https://obrazovaka.ru/question/chto-takoe-klyuchevye-slova-v-russkom-yazyke-kak-najti-glavnye-primer-71469